Мужья в декрете: что думают жены и к чему это приводит

Папа решил уйти в декрет. Но cможет ли он из него выйти?

В Европе отцы-декретники самое обычное дело — особенно в Центральной и Северной. Европейским мачо нянчить младенца не стыдно — лишь бы сохранить доходы и уменьшить расходы. Для России же «кормящий папа» в новинку, но смельчаки все же находятся. Но нет в их рядах стройности: кто-то ушел в декрет и глубоко сожалеет об этом, кто-то, напротив, втянулся — но вот жена бросила ставшего скучным «мужчину-наседку». Семей, где довольны обе стороны, меньшинство, но они есть.

«МК» нашел как довольных, так и не очень пап — отпускников по уходу за ребенком, чтобы выяснить, стоит ли женам провожать мужей в декрет. Или важнее сохранить в семье «нормальное распределение обязанностей»? Есть ли у мужчины жизнь после декрета? Возвращаются ли оттуда мужчины и какими?

Папа решил уйти в декрет. Но cможет ли он из него выйти?

Если в декрете отец, государство молодец!

СПРАВКА "МК"

С 1 января 2007 года российские отцы получили право по желанию уходить вместо матерей в декретный отпуск. Отпуск по уходу за ребенком в РФ предоставляется на 3 года, это время родители могут поделить между собой по своему усмотрению. Однако, согласно статистике, пока всего лишь 1% российских отцов готовы уйти в декрет.

Россиянка Елена Вос, работая в международной корпорации в Амстердаме, познакомилась со своим мужем-голландцем, пережила «декрет по-европейски» и написала на эту тему специальный обзор как психолог-эксперт в сфере межличностных и межкультурных отношений.

— Роль голландского папы в воспитании ребенка начинается с родов, на которых он не только присутствует, но и командует парадом, — рассказывает Елена. — Рожают голландки дома, так принято (для родов в больнице нужны особые медицинские показания). Без пяти минут папа должен приготовить все необходимое и вызвать акушерку, как только начнутся схватки. Новорожденный сразу попадает в заботливые руки папы, который отныне будет делить все хлопоты с мамой на равных. Сразу после родов папа может взять 3 оплачиваемых выходных по уходу за новорожденным, а до 8 лет ребенка папы имеют право на 26 отгулов за свой счет для воспитания — это вместо больничных, их в Голландии нет. А вот на голландское детское пособие, вопреки расхожему мнению, не разгуляешься. Возможно, в других европейских странах оно и выше, но у нас это 150 евро на ребенка в квартал, при том что упаковка памперсов 10 евро. Но голландские пары знают, что ни государство, ни бабушки не помогут: не можешь содержать — не рожай. Голландские бабушки восторженно любят своих внуков, но на расстоянии. Сидеть с внуками в лучшую пору своей жизни, специально созданную для отдыха и развлечений, тут не принято. Если бабули и соглашаются стать няньками, то за гонорар.

Елена Вос с мужем-голландцем и детьми. Фото из личного архива

Елена уверена, что отношение европейских мужчин к декрету укрепляет и саму семью, и ее финансовую стабильность: европейцы в своем большинстве выше всяких гендерных предрассудков вроде: «Да какой я мужик после этого!» — и рассматривают декретный отпуск только с точки зрения финансовой выгоды для семьи. Охотнее всех идут в декрет скандинавы (первой законодательно закрепила право мужчин на отпуск по уходу за ребенком Норвегия). В спину им дышат голландцы, англичане и французы. Южане (испанцы, итальянцы, португальцы) смотрят на право побыть нянькой более скептически, но изменить мнение в некоторых странах их заставляют законодательно. Так, Португалия в 2001 году приняла закон, согласно которому мужчина обязан уйти в пятидневный оплачиваемый отпуск, если его жена родила, а за невыполнение — штраф.

Эта мера понравилась британскому министру по делам ребенка Маргарет Ходж — и она тоже продвинула инициативу законодательно закрепить право отца на полугодовой оплачиваемый декретный отпуск (другие полгода с малышом сидит мама). По мнению леди-министра, это «укрепит родственные связи между британскими отцами и детьми».

Германия также предоставила папам оплачиваемое право посидеть со своим отпрыском наравне с мамой — с назначением денежного пособия (около 67% от зарплаты, но не более 1,8 тыс. евро в месяц). Теперь молодые немецкие отцы могут находиться в декрете 3 года и после отпуска вернуться на прежнюю должность.

А демократичные шведы решили убедить молодых отцов ходить в декрет силой искусства: для популяризации нового закона о декретном отпуске для мужчин тут стали снимать сериалы «для кормящих пап», которые крутят по всем каналам в дневное время. В результате 16% шведских отцов готовы взять на себя заботы о малыше на целых 1,5 года.

В Японии мужчин в декрет вообще отправляют принудительно: так в Стране восходящего солнца противостоят мужскому трудоголизму. Добровольно своим правом на декрет пользуются лишь 0,4% японцев, остальных муниципальные работники вычисляют сами и под белы рученьки отправляют в принудительный 40-дневный отпуск по уходу за малышом, по итогам которого молодой отец должен составить подробный отчет и сдать в муниципалитет. А иначе — штраф.

* * *

Встречаются успешные «мужские декреты» и у нас. 33-летняя Елена Павлова из Санкт-Петербурга — семейный доктор, эксперт по оздоровительному питанию — лично прошла через «папин декрет» и осталась очень довольна.

— В 2012 году, когда мне было 30, а нашей первой дочке Насте 7 месяцев, я забеременела Машенькой, — делится Елена. — А мне надо было выходить на работу, иначе я потеряла бы место участкового терапевта. У нас тогда остро стоял квартирный вопрос, поэтому потерять работу я никак не могла. Я очень благодарна своему мужу Сергею, который принял волевое и по-настоящему мужское решение. Он сказал, что будет сидеть с дочкой сам, пошел в соцзащиту и оформил пособие на себя. И когда Насте было 10 месяцев, я вышла на работу, а наш папа остался за маму. Причем мне как участковому врачу полставки не давали, мне приходилось полдня вести прием, полдня бегать по вызовам. Но Сережа справлялся, он сидел с Настей до полутора лет. Дочь его обожает!

Елена Павлова с мужем Сергеем и дочерьми. Фото из личного архива

— А вы?

— А я не только обожаю, но и очень уважаю мужа — в том числе за поступок, который позволил нам сохранить средства и решить квартирный вопрос. Тем более, на тот момент Сергею было уже 47, между нами 17 лет разницы. Правда, я получала около 12 тыс. руб. ежемесячно, а Сергей всего 6 — ведь пособие назначается исходя из зарплаты. А муж работал массажистом на дому. В общей сложности он получил всего 36 тыс. руб., зато он и с ребенком справлялся, и продолжал работать. Были случаи, когда он с маленькой дочкой на руках ездил к клиентам! А я прибегала домой, чтобы покормить (долго кормила грудью). Зато сохранила работу, мы справились со всеми трудностями — и это нас только сплотило!

Есть восторженные отзывы и на тематических форумах, посвященных папам в декрете. Пользователь Леля пишет: «Я вышла на работу, когда доченьке был месяц. Так получилось, что мой муж потерял работу, когда я была на 7-м месяце, и мы решили, что в декрет пойдет папа. Сначала мне это казалось ужасным, но очень не хотелось терять свое место, я руководитель в международной компании и мой офис буквально в 500 метрах от дома, школы старшего ребенка и детского сада, куда пойдет младшая. 8 мая был мой последний рабочий день, 9 мая родилась моя принцесса, а 2 июня я уже вернулась на полный рабочий день. На работе мне дали 2 оплачиваемых часа обеда, за которые я успевала сбегать домой, чтобы покормить грудью. Итог: у меня хорошая работа с хорошей зарплатой, а муж так научился справляться с ребенком, что я порой думаю, что и я бы так не смогла... Но главное, что папа любит дочь до безумия!»

А вот и сами довольные папы-декретники.

Дима Антонов: «5 июня супруга подарила мне нашего третьего ребенка — сыночка Егорушку. С тех пор уже два года, как мы с сыном на хозяйстве вдвоем, а наша мама вся в бизнесе... Полет нормальный! Правда, мой декрет — не совсем отпуск, я работаю, но не на постоянной основе. В основном по вечерам пятницы и субботы. Получается, у нас и кони пасутся, а не скачут, и избы не горят».

Но и среди довольных есть сомнения. «Когда родился ребенок, мы с мужем приняли решение: сидеть с ним будет он, — рассказывает Елизавета. — У меня зарплата в два раза выше, так что это вполне рационально. Муж неплохо справлялся с обязанностями, но недавно стал хандрить — мол, ребенку нужна мать, мужчина не может дать малышу то, что способна дать женщина... Я-то понимаю: ему надоела эта однообразная жизнь, и он завидует мне каждый раз, когда я ухожу на работу. Я говорю, что на его зарплату мы втроем не проживем. Но его настроение и характер портятся прямо на глазах...»

Форумчанки вспоминают своих знакомых отцов-декретников — одногруппников, коллег, мужей подруг — с легкой завистью: «И ему нравится!» Многие формулируют свою мечту, как Ольга: «Боже, как бы я хотела отправить нашего папу в декрет!»

Кормящий папа — не отец-кормилец?

А вот в семье Вероники и Евгения все сложилось не так радужно. Когда ребята познакомились, Женя был геологом — веселым, страшно увлеченным своим делом. Вероника и влюбилась в эту его увлеченность, в романтику экспедиций, в подлинную мужественность. Однако когда подошло время рожать, а затем кормить и нянчить, стало очевидно, что оклад геолога — ерунда по сравнению с зарплатой Вероники, работавшей зав. отделением банка. Евгению пришлось признать, что его заработок семью не вытянет, — и он «стал мамой». Парень он был добрый и способный, поэтому быстро втянулся, справлялся и с малышом, и с хозяйством. Жену встречал вкусным горячим ужином, с румяным довольным младенцем на руках. Постепенно все к такому раскладу привыкли: Вероника уже не представляла, что это она, а не муж, будет стирать-пеленать-гладить-готовить и вообще отвечать за быт.

Однако когда ребенок пошел в сад, а Женя вышел на работу, начались проблемы. Вероника по-прежнему ждала, что муж будет обхаживать ее, но он тоже уставал на работе и тоже ждал от нее заботы, ждал того, что теперь она станет настоящей матерью их сыну. Вероника же считала, что при разнице зарплат в ее пользу «домохозяйкой» должен оставаться муж, который, к ее изумлению, снова вспомнил про свое мужское начало. Разногласия между супругами становились все более непримиримыми, и в конце концов семья распалась.

Частный предприниматель 35-летний Алексей Синдюков из Минска считает, что «двойной» декрет пошел ему на пользу — помог правильно оценить свой брак и структурировать свою работу.

— Наш первый сын родился в 2008-м, мне тогда было 28, — вспоминает Алексей. — Жена на год младше меня. Я тогда уволился с работы, чтобы начать свой бизнес, но, увы, не преуспел. А жена, наоборот, хорошо зарабатывала. Было очевидно, кому сидеть с сыном. Так я ушел в свой первый декрет. Было тяжело, конечно, но не физически, а от сознания, что не можешь прокормить свою семью. Для мужчины это очень тяжелое ощущение. Хотя за это время я все-таки открыл фирму, но мои доходы, с точки зрения моей жены, все равно были недостаточны. С первым малышом я просидел 2 года, с года до 3,5, пока он не пошел в сад. А в 2012-м родился второй сын — и я снова пошел в декрет.

— И неприятные ощущения от первой «ходки» вас не остановили?

— Причина была снова та же: сидя с первым сыном, я получал небольшие доходы от бизнеса в Интернете, но они несопоставимы с доходами жены. На мне полностью был уход за ребенком, уборка, стирка и утюжка. Готовила жена сама по вечерам или выходным.

Алексей Синдюков с сыном. Фото из личного архива

Правда, со вторым ребенком, по признанию дважды декретника, было уже легче.

— Когда младшему было 1,5 года, я открыл фирму по уборке помещений. С ребенком на руках ездил по объектам и заказчикам, контролировал выполнение работ. Так он ни разу не попросился в туалет, пока мы ехали в машине, и спокойно сидел на стульчике, пока я вел переговоры. А ведь ему было всего полтора года! Он чувствовал, что папа старается для него, и в ответ старался для меня.

Алексей признается, что тем не менее не жалеет о том, что дважды ходил в декрет, что благодаря ему он понял истинное положение вещей:

— Я изначально женился на «мужчине в юбке», у моей жены мужской стиль поведения и жесткая оценка окружающих по одной мерке — по деньгам. В ее системе ценностей я ничтожно мал.

31-летний киноактер Андрей из Москвы тоже смотрит правде в глаза, хотя менять что-либо не готов. Андрею пришлось сесть дома с 3-месячной дочерью по обстоятельствам «на время», но по факту папин декрет затянулся до сегодняшнего дня, когда дочь уже в 5-м классе:

— Я получал роли от случая к случаю, но небольшую ставку в областном драмтеатре все же имел, — вспоминает Андрей. — А жена Инга к моменту беременности только что стала финансовым директором крупной фирмы. Мы оба радовались, когда дочка родилась. Но Инга должна была вернуться на работу ровно через 3 месяца — или на ее место назначили бы другого человека. Как-то само собой стало ясно, кто должен оформить на себя пособие и уйти в декрет. Я сам это предложил.

По словам Андрея, время шло, к домашнему хозяйству он привыкал все больше, на кастинги ходил все меньше, Инга взяла по отношению к нему менторский тон как добытчик семьи.

— Первое время у Инги был оплачиваемый выходной по уходу за ребенком по средам, — вспоминает «кормящий папа». — В эти дни я гулял с коляской в парке, как «нормальные» папы по выходным, а Инга хлопотала дома. В остальные будние дни на мне было все. Потом оплаченные среды в конторе у жены закончились, но тут уж я привык все делать сам. Сначала подразумевалось, что со временем мы возьмем няню, но постоянно вставал вопрос из серии «или отпуск на море (новый телевизор, машина, пр.), или зарплата няне». А когда дочке подошел возраст идти в детский сад, жена выбрала частный садик для «благородных девиц», с изучением иностранных языков, музыкой и балетом. Он был очень дорогим и находился за городом. Мне надо было ребенка туда возить. Потом — такая же школа... Так и повелось — я работаю у дочки водителем, поваром и гувернером, а перед женой отчитываюсь за выделенные мне на хозяйство средства. Про кино и театр я давно забыл.

Андрей признается, что чувствует себя «бесполым вечным декретником», а не мужиком. Мало того, еще и жену перестал воспринимать как женщину.

— Я с Ингой вежлив, уважаю ее — но интима с женой я не хочу. Если и случается, то приходится себя долго настраивать. Думаю, это потому, что мы поменялись ролями. Перефразируя грубую, но верную народную поговорку, босса в постели не имеют.

Любопытно, но на женском тематическом форуме противниц мужского декрета куда больше, чем сторонниц. Например, форумчанка Юля пишет: «У моей подруги муж с двумя дочками сидел в декрете, а она карьеру строила. Сейчас она большой босс в банке и мужчину нашла себе по уровню. А муж-домохозяйка, без карьеры, без доходов, ей больше не нужен, дочки-то подросли. Ее брошенному мужу сейчас 40 лет, и ничего нет — ни работы, ни жилья, ни семьи, хоть он ей и посвятил все это время!

«Мужчина должен до конца оставаться мужчиной! — считает другая форумчанка под ником Леди-Босс. — Мое мнение: только слабовольному мужчине проще сесть в декрет, чем найти работу! А потом однажды он придет устраиваться на работу — и как на него посмотрит работодатель, если у него в резюме «нянчил ребенка»? У меня тоже к моменту беременности была очень хорошая работа, не хотелось ее терять, но муж сказал свое твердое «НЕТ!!!!»

Уйти в декрет не напасть...

Психолог Инна Качигина помимо прочего занимается «социальной реабилитацией» отцов-декретников, пострадавших на домашнем трудовом фронте.

— Как показывает моя практика, на выходе из декрета у мужчин падает самооценка и любовное влечение к жене. Это неизбежно, даже если решение принимается по обоюдному согласию. Работающая жена-«добытчица» постепенно начинает занимать мужскую позицию в доме, муж либо сопротивляется, либо «подавляется» — зависит от его характера. В декрет (это касается и мужчин, и женщин) можно спокойно уходить только при надежном, адекватном и любящем партнере, который не воспользуется вашим «обездвиженным» положением, чтобы затоптать вашу самооценку и «захватить» власть в семье.

— Разрушить вековой стереотип «жена у очага, муж на охоте» сразу невозможно, — поясняет семейный психолог Денис Токарь. — Но на рациональном уровне мужчины отлично понимают, если это действительно выгодно. Бунтовать его заставляет только инстинкт — а сильнее других бунтуют те, в ком голос инстинкта громче, чем голос разума. На самом деле, если мужчина сознательно и добровольно идет на уход за ребенком, нередко у него это получается даже лучше, чем у женщины. В уходе за младенцем как раз уже мама ведома слепым инстинктом, а папа проявляет творчество и буквально вкладывает душу, а не рефлексы. А душевный комфорт папы-декретника и сохранность его самооценки зависят от женщины. Если она не подчеркивает, что муж не способен заработать столько, сколько она, не ставит его в зависимое и униженное положение, а наоборот, благодарит и ценит его труд, с самолюбием молодого папы будет все в порядке.

Также есть случаи, когда декрет папы жизненно необходим:

1. Если мама страдает послеродовой депрессией. Спокойный, уравновешенный папа будет намного лучше справляться с заботой о малыше, чем мама в неблагополучном эмоциональном состоянии.

2. Если мама зарабатывает существенно больше папы. Если мама выйдет в декрет, то семья будет сильно ограничена в материальных средствах, а это в свою очередь влечет ссоры, скандалы и злость. Решение проблем с деньгами перевесит все минусы мамы-добытчика.

3. Если мама не готова сидеть в декрете. Или возраст у нее слишком юный, или просто у нее другие приоритеты. Ребенок будет постоянно вызывать раздражение у женщины. В этом случае всем будет лучше, если уход за малышом возьмет на себя папа, бабушка или няня.

Юрист Виктория Железновская напоминает: чтобы отправить папу в декретный отпуск, нужно предоставить в органы соцзащиты:

— свидетельство о рождении ребенка;

— справку с места работы (учебы, службы) мамы о том, что ей уже не предоставлен указанный отпуск, а также не выплачивается пособие по уходу за ребенком.

Юрист напоминает, что мама и папа могут поделить декретный отпуск — например, работать неполный рабочий день с полным сохранением зарплаты или выйти в декрет по очереди — сначала мама, затем ее сменит папа. И предупреждает, что законы и реальность, увы, не всегда совпадают. «Многое зависит от места работы мужчины, — предостерегает Виктория. — Компания может просто-напросто не захотеть платить полную зарплату при неполном рабочем дне или отпускать мужчину в декрет. Пусть папа заранее обсудит с начальством этот вопрос, как только такая идея возникнет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26798 от 25 апреля 2015

Заголовок в газете: И даже после этого ты — мужик

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру