Государство — это я

Теленеделя с Александром Мельманом

Конечно, мы не любим свое государство. Мы — это думающая часть населения, соль земли русской (почти шутка). Потому что государство — это он, «Левиафан», я имею в виду. Как художественное произведение — не верх совершенства. Но ведь политически правильно! Поэтому про коррупцию, вороватых дураков-чиновников, себе на уме, не будем, уже все сказано.

Теленеделя с Александром Мельманом

Мы не любим свое государство еще и за всяческий пиар, пустой и дико патриотический. Все эти «наши», антимайданы, «ура власти!» — такая дешевка. Но действует — на большинство населения, не думающего (почти шутка). И зомбоящик туда же, в копилку, — смотреть невозможно. И опять действует. Все, к чему государство приложило свою загребущую ручку — чистый фейк.

Но 9 мая, в День Победы… Конечно, «Бессмертный полк» придумали люди. Простые, обычные люди из Томска, три года назад. Но массовой кампанией это не стало. И вот сегодня, сейчас опять государство прибрало все к рукам. Присвоило? Никак нет. Организовало, направило в нужное русло.

Вы скажете: все ради любимого президента, шедшего в первых рядах с портретом воевавшего отца… Не знаю, в головы кремлевским пиарщикам не залезешь. Только уверен: каждый из полумиллиона москвичей, из 12 миллионов по всей России, по всему миру шел в этих плотных рядах исключительно ради памяти своего близкого, чтобы помнили…

Не важно, кто там идет впереди, кто сзади, это было индивидуальное проявление чувств, самое что ни на есть человеческое.

И если к этому приложило руку государство, то, по-моему, правильно сделало. Ну с чем бы сравнить? Это как во время Великой Отечественной: победили мужество и героизм советского народа, но руководила-то партия. Да, со всеми преступлениями, ошибками, грехами, но без руководящей и направляющей, уверен, ничего бы не случилось, хоть режьте меня.

ТВ подало данное священнодейство очень достойно. На Первом и на «России 1» «Бессмертный полк» освещали лучшие корреспонденты и ведущие этих каналов. Почти не лезли в политику, а лишь интервьюировали родственников, несших фотопортреты. Вы слышали, что и как они говорили?! С какой гордостью, достоинством, со слезами на глазах они вспоминали тех, кто не вернулся с той войны и кто вернулся.

Государство причастно? Конечно. Гостелевидение, госорганизации, госструктуры. Но если даже это и был пиар, то правильный. Шествие оказалось грандиозным, мирным, патриотическим.

Вот я лично за такое государство. А вы?

Опасное кино

Фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма показали на канале «Культура». «Обыкновенный фашизм» очень опасен, поэтому его редко дают в эфир. А здесь программа «Смотрим… Обсуждаем…», посвященная Победе, с последующим обсуждением.

«За что вы нас так не любите?» — сказал главный идеолог того времени Михаил Суслов Ромму после просмотра. Да, он все понял, умный был человек. Фильм — самое яркое документальное обличение фашизма за последние пятьдесят лет. Но что такое фашизм? Мы опять не договоримся.

Сейчас фашисты все — укропы, ополченцы, либералы, б/у красно-коричневые. Неленивый, активный наш народ ставит этот лейбл кому ни попадя. Будто так и надо.

Обсуждение шло бурно. С одной стороны — молодые, продвинутые неофиты. С другой — великие режиссеры земли русской: Марлен Хуциев, Сергей Соловьев, Александр Митта… И вот юноши/девушки вдруг набросились на Ромма, на текст, который он читал, объявив все это страшной пропагандой. Понимаете, да?

Эти дети воспитаны на наших прекрасных политпрограммах, говорящих нам правду и только правду по поводу украинских событий. И у них уже образовался условный рефлекс — отторжение. Они никому и ничему не верят, такие вот выросли новые люди. Ну а знаменитые старцы пеняли им: ничего вы, мол, не поняли, ребята. Сколько там едкой иронии, которая спасет мир и убьет Гитлера, сколько ума и таланта. В контексте того времени, да. Спор отцов и детей грозил прийти к полному отторжению друг друга, к абсолютному непониманию. Но знаменитые старцы оказались умнее и перевербовали-таки лихого противника. Может быть, всего лишь на короткое время, в данной передаче.

В «Обыкновенном фашизме» много формы и смысла. Вплоть до того, как Гитлер любил держать скрещенные руки пониже живота, как Муссолини надувал губки. А кто у нас так любит делать, ну, вспомните?

«Обыкновенный фашизм» про то, как человек, отдельный и самостоятельный, вдруг становится биомассой, толпой. Не хочет сам думать, анализировать, критически смотреть на жизнь. В 1933-м биомасса когда-то самого культурного народа влюбилась до беспамятства в одного усатого человека. После Первой мировой этих людей унизили, а он дал им моральное право собой гордиться. И уничтожать других, виноватых.

Как сжигали книги, бросали чепчики и кричали «ура» дорогому фюреру. Как женщины плакали от счастья, будто в сексуальном экстазе. Как все как один поднимали правую руку вверх…

Фильм как предупреждение. Можно никого не обзывать фашистами, но если подумать… Системы бывают очень схожими, даже не различишь. По форме и содержанию. Уж если товарищ Суслов тогда все понял, то нам грешно не задуматься.

Очень опасное кино показали на «Культуре». Гитлер так и говорил: «С толпой надо поступать как с женщиной, она любит силу». Но стоит ли быть толпой? Опять же, как в «Бессмертном полку»: идут 500 тысяч, но каждый сам по себе, каждый (в огромном большинстве) по своей воле и не за вождя, а за своих, за Родину.

Нельзя никому позволять насильно управлять собой. Или в России уже по-другому нельзя? Вопросы, вопросы…

«Перец» в документах

Что мы знаем о канале «Перец». Одно название уже чего стоит! Канал «Перец» — это «Голые и смешные», «Стыдно, когда видно», «Ноги прокурора» и другие замечательные программы. Умные, содержательные. Но 9 мая с ними что-то случилось.

Они были первыми, хотя стоит ли мериться? Они показали редкую документалистику, военные песни из праздничных «огоньков» времен СССР, но самое главное… Самое главное вот что: Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в цвете. Маршал Жуков на белом коне, за ним Рокоссовский… На трибуне Мавзолея товарищи Сталин, Калинин, Буденный…

30-летие Великой Победы, год 1975-й. Молодые фронтовики танцуют у Большого театра, плачут, обнимаются… Леонид Ильич читает праздничный доклад. Уже говорит не очень хорошо, но правильно. Да, бурные, продолжительные аплодисменты…

40 лет Великой Победы, 1985-й. Торжественный военный парад. На трибуне товарищи Горбачев, Тихонов, Громыко, Яковлев и другие официальные лица.

50 лет Победы, нет больше Советского Союза. На трибуне президент Ельцин, премьер Черномырдин, лучший министр всех времен и народов Грачев. Внизу, под Ельциным, стояли президент Соединенных Штатов Билл Клинтон, премьер Великобритании Джон Мейджор, другие официальные лица. И никакого бойкота! Парад не военный, идут ветераны, им где-то под 70. Идут бодро, мощно.

Меняющаяся, как в калейдоскопе, страна. Это все нам показали на «Перце», зафиксировали. Нет ничего важнее документальной хроники. Даже самые лучшие художественные фильмы о войне, которые шли на других каналах, — «В бой идут одни старики», «Был месяц май», «Пять вечеров» — в чем-то уступают хронике.

…Но вот кончился великий праздник. И опять на «Перце» — «Голые и смешные», «Стыдно, когда видно», «Ноги прокурора». Опять они хулиганят. Но День Победы без них был бы неполным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру