Доклад — первая попытка изучения роли АПА в программе допросов, которыми руководствовались органы США. В докладе приводятся недавно раскрытые данные электронной почты (еmail), которые совпадают с усилиями администрации США спасти эту программу, разоблаченную в 2004 году графическими фотографиями пыток в иракской тюрьме Абу-Грейб. Помните о таком?
«АПА секретно поддерживала связи с официальными лицами ЦРУ, Белого дома и Пентагона, чтобы создать свою этическую (!) политику по допросам в области национальной безопасности, которая базировалась на засекреченных указаниях ЦРУ, разрешавших пытки», — пишут авторы доклада. База пыток ЦРУ и этическая надстройка АПА! Что это — брак по расчету или по любви?
Участие АПА в пыточных делах ЦРУ было очень важным для минюста США. Оно, оказывается, давало ему «право» доказывать в секретных документах, что ЦРУ в своей программе пыток пытками не занималось! Поскольку пыточных дел мастера «мониторились» органами здравоохранения. Короче, логика, вздернутая на дыбу.
Сейчас ЦРУ лишилось этого прикрытия АПА. В прошлом году сенатский комитет по делам разведки, когда большинство в сенате все еще принадлежало демократам, принял документ, в котором детально описывались пытки и их неэффективность! А если бы к тому времени большинство принадлежало республиканцам, то есть партии Буша, что тогда?
Но почему администрация Буша опиралась на психологов, а не на психиатров. Ответ на этот вопрос весьма прост. Потому, что психологи, как «объяснил» представитель Пентагона еще в 2006 году, были более покладистыми. Представитель Пентагона, который тоже врач, Вильям Винкенвердер, заместитель министра обороны по делам здравоохранения, заявил, что «АПА явно поддерживает роль психологов Пентагона, которые консультируют нас в тюрьме Гуантанамо. А вот Американская ассоциация психиатров много дебатировала на сей счет. Многие ее члены не чувствовали себя комфортно.
В июне 2004 года бушевская программа пыток попала в поле зрения общественности. Фотографии узников тюрьмы Абу-Грейб спровоцировали горячие дебаты и требования взнуздать ЦРУ, лишавшее сна заключенных и подвергавшее их уотербордингу, то есть имитации утопления. Конгресс и медиа стали задавать «не те» вопросы, законность программы была поставлена под сомнение. В начале того же месяца директор ЦРУ Джордж Тенет подписал секретный приказ, который положил конец применению его управлением «усиленной техники», то есть пыток. Одновременно он пытался разузнать, поддерживает ил администрация Буше его «нововведения».
«Я глубоко верю, что администрация нуждается в рассмотрении своих предыдущих юридических и политических позиций в отношении заключенных, чтобы быть убежденными в том, что мы говорим общим и несомненным голосом о длящейся мудрости и эффективности этих позиций в свете текущих противоречий», — витиевато писал Тенет, пытаясь защититься тенью Белого дома. (Этот меморандум Тенета ныне рассекречен).
И вот в этот критический момент АПА предприняла маневр, который, как считают ее критики, весьма помог программе допросов ЦРУ. В том же июне 2004 года один из руководителей АПА, самой большой профессиональной организации американских психологов, послало приглашения очень тщательно подобранной группе психологов и ученых-бихевнористов, служащих в правительстве, на частную встречу для обсуждения кризиса и роли психологов в программе допросов с пристрастием.
Психологи из ЦРУ и других агентств встретились с представителями АПА в июле месяце, а к следующему году АПА издала директиву, которая вновь подтверждала, что ее члены могут быть задействованы в программе допросов. Для того, чтобы подчеркнуть такое сближение ЦРУ с АПА, авторы нового критического доклада приводят электронную почту, в которой высокопоставленный психолог ЦРУ сообщает своему коллеге из АПА о деятельности частных контракторов Джеймса Митчелла и Брюса Джессена. Они разработали программу допросов с пристрастием для секретных тюрем ЦРУ по всей планете. В э-почте, написанной за несколько лет до появления на арене этих контракторов, психолог ЦРУ объясняет ассоциации, что «контракторы делают специальные дела специальным людям в специальных местах», то есть пытают заключенных в секретных тюрьмах ЦРУ.
Спустя более чем десять лет после этой э-почты с тремя «специальностями» действия АПА вновь оказались в поле зрения общественности. В ноябре прошлого года АПА дала команду провести независимое исследование своей роли в программе допросов. Это исследование, проводимое под руководством чикагского юриста Дэвида Хоффмана, все еще не закончено. «Мы получили от АПА мандат на полностью независимое расследование. И именно так мы его и проводим, — говорит Хоффман. — Мы продолжает собирать доказательства и беседовать со свидетелями. Расследование, видимо, закончится этой весной»…
Три ведущих автора разоблачительного доклада являются давнишними и откровенными критиками АПА. Это Стефен Солц, клинический психолог и профессор Бостонской школы психоанализа; Стивен Рейзнер, клинический психолог и основатель Коалиции этической психологии, и Натаннель Реймонд, директор Сигнальной программы человеческой безопасности и технологии Гарвардского университета и бывший руководитель кампании против пыток, которую ведет организация «Врачи за права человека».
«В 2004 и 2005 годах программа пыток ЦРУ находилась под угрозой и внутри и вовне администрации Буша, — говорит Солц. — Подробно часовому механизму АПА прямо отбивалась от юридических угроз на всех критических перекрестках, направленных против высокопоставленных официальных лиц разведки, находившейся в самом центре программы. В некоторых случаях АПА даже разрешала тем же самым бушевским официальным лицам писать документы о своей деятельности и политике».
Споуксмен АПА Фарберман заявила, что она подождет с ответом, пока расследование, проводимое Хоффманом, не закончится. А пока никаких комментариев, впрочем, кроме одного: Фаберман подчеркнула, что АПА не координировала никаких акций вместе с правительством Буша относительно того, как АПА и ее члены принимали участие в программах допросов с пристрастием…
В течение ряда лет вопросы о роли американских психологов и бихевиористов в развитии и использовании программ допросов президентства Буша подымались защитниками прав человека, а также критиками в среде самих психологов. Критики подвергали разбору данные комитета АПА от 2005 года, которые были составлены при участии президентской спецгруппы по психологической этике и национальной безопасности или PENS. Итоги работы АПА и PENS о том, что психологи должны продолжать участие в допросах, были подвергнуты ураганной критике. АПА пришлось отозвать эти «итоги».
Но степень допуска ее членов к работе в PENS, провозглашавшаяся АПА, не была вполне осознанна до последнего времени, когда стала достоянием гласности электронная почта одного бихевиорального исследования, скончавшегося в 2008 году. Его з вали Скотт Гервер. Он работал в RAND-корпорации, а позже был контрактором по обороне с очень близкими связями с АПА и национальными органами безопасности. Так вот его почта содержала переписку между членами ассоциации и органами безопасности.
После того, как группа PENS закончила свою работу в 2005 году э-почта Гервера обогатилась копиями переписки Джеффри Мамфорда, директора научной политики АПА, и Кирка Хаббарда, психолога ЦРУ. Вот что писал Мамфорд Хаббарду: «Ваша точка зрения была хорошо представлена тщательно отобранными членами группы. Я думал, что вы и другие господа будут заинтересованы в том, что АПА схватила быка за рога и опубликовала доклад группы…»
К тому времени Хаббард уже покинул ЦРУ и перешел на работу к Митчеллу Джессену, то есть в компанию контракторов, созданную ими для того, чтобы вести наблюдение за программой допросов…
Ознакомившись с содержанием «Американской психушки» читатель вполне может задать вопрос: откуда у автора все эти сведения и почему его стиль несколько бесстрастен?
Отвечаю. «Американская психушка» это изложение статьи «Нью-Йорк таймс» от 1 мая под названием «Доклад обнаружил сотрудничество в области пыток» с подзаголовком «Группа американских психологов отрицает координацию». Это в какой-то степени наложило отпечаток на стиль. И потом, есть сюжеты, которые говорят сами за себя и не нуждаются в напоминании о том, что у них «негров линчуют».