Устроивший бойню в Чарльстоне появился в суде: прощание — да, но не прощение?

Со второй половины ХХ века расисты сожгли в Америке около 500 негритянских церквей

На экране угол зала судебных заседаний. Чарльстон, Южная Каролина, июнь 2015 года. Люди всматриваются в бесчувственное лицо молодого человека. Одного он лишил навеки материнской ласки, другую — сына, подававшего большие надежды, третьего — бабушкиного тепла… И все они отвечают ему… прощением! «Ты отобрал у меня нечто очень драгоценное, — говорит Надин Коллиер, дочь 70-летней Этель Ланс. — Ее голос дрожит от волнения. — Я больше никогда не буду говорить с мамой. Я больше никогда не буду обнимать ее. Но я прощаю тебя, и пусть это прощение ляжет на душу твою…»

Со второй половины ХХ века расисты сожгли в Америке около 500 негритянских церквей

Это произошло на первом прилюдном появлении Диланна Старма Руфа в суде. Вряд ли нужно напоминать, что этот молодой расист (ему 21 год) несколько дней назад убил девять прихожан церкви Эманюель, африканской, методистской и епископальной, во главе с ее настоятелем преподобным Клементой Пинкни.

Все они были убиты в момент изучения Библии, Библии не ока за око, а подставления другой щеки после получения пощечины по первой. Родственники жертв Руфа прощали его, просили покаяться и обратиться к Богу. Нет, недаром прошли для них уроки Библии!

— Мы приветствовали тебя в среду ночью с раскрытыми объятьями, — говорит Фелисия Сандерс, мать 26-летнего Тайванза Сандерса, поэта, который был убит, когда пытался спасти свою тетушку, тоже застреленную маньяком-убийцей. — Ты застрелил одних из самых прекрасных людей, которых я только знала. Все фибры моей души испытывают боль, и я никогда не буду прежней. Тайванза был моим сыном, но Тайванза оказался и героем. Но как мы говорим по Библии, мы приняли тебя как друга, и пусть Господь помилует тебя.

А вот что говорится в протоколе полицейского департамента Чарльстона. «Все жертвы были поражены множество раз. Убийца вошел и сел рядом с группой людей, читавших Библию. Так он сидел и слушал, примерно, час. Затем выхватил пистолет и начал стрелять…»

Убийца не просто начал стрелять. Каждый выстрел он сопровождал расистскими выкриками о том, что негры насилуют белых женщин, а затем расправляются с ними. Он пять раз перезаряжал свой пистолет. От его выстрелов погибли шесть женщин и трое мужчин в возрасте от 26 до 87 лет, в том числе и настоятель церкви преподобный Пинкни, которого палач нарочно усадил рядом с собой. Одну женщину убийца пощадил, пощадил лишь потому, что наказал ей рассказать людям о случившемся, о его «героическом поступке»…

Дилан Руф. Фото: abcnews.go.com

После того, как камера, установленная в церкви, выдала чудовищные снимки сцены убийства, отец и дядя Руфа опознали убийцу и его автомобиль и сообщили об этом чарльстонской полиции. Отец убийцы сказал расследователям, что у его сына есть пистолет 45 калибра. (Гильзы, найденные на месте преступления, подтвердили это. Пистолет был подарен отцом сыну в день рождения последнего.)

В прошлую пятницу Руфа обвинил в девяти убийствах, каждое из которых влечет за собой смертную казнь. Когда Руфа арестовывали, он сказал полицейским, что совершил «нечто великое» в Чарльстоне. Арестован был он уже в Шелби, Северная Каролина. Пистолет — подарок отца, был обнаружен в автомобиле убийцы.

В знак траура были приспущены флаги Соединенных Штатов и штата Южная Каролина, развевающиеся над зданием южно-каролинского конгресса. Но один флаг так и остался не приспущенным — флаг расистов — рабовладельцев-конфедератов перед зданием конгресса. Само его существование, одобренное тем же конгрессом, уже беззаконие, плевок в лицо не только неграм, но и всем тем, кто боролся с рабовладельцами-южанами. Однако в день поминовения девяти убитых никто не осмелился даже прикоснуться к флагу конфедератов и хотя бы приспустить его. Ведь это была блестящая победа расизма. Вот когда казнят Руфа, тогда еще посмотрим, что станется с этим флагом. Авось приспустят…

Убийство девяти человек сразу же назвали «преступлением ненависти». Точнее не скажешь. Такое преступление мог совершить лишь тот, кто ненавидит афроамериканцев. И лишь черный президент в Белом доме попытался избежать этого словосочетания, демонстрируя множество его словесных эрзацев…

Друзья Руфа говорят, что его расизм был «вирулентным», и он, по его словам, собирался начать «новую гражданскую войну» в Америке, включая убийства черных. На своей одежде он носил нашивки флагов расистских правителей Родезии и Южной Африки. А над номерным знаком его автомобиля был приклеен транспарант «Конфедеративные Штаты Америки». После убийства этот транспарант просмотрели миллионы людей в Интернете.

Губернатор Южной Каролины Никки Хэйли тоже признала чарльстонское убийство «преступлением ненависти» и тоже призвала присудить Руфа к высшей мере. Но вот о флаге конфедератов высказалась так: «Этот вопрос мы обсудим в надлежащее время. После того как пройдут дни поминовения». А министерство юстиции США обсуждает вопрос о том, не объявить ли чарльстонскую трагедию «актом местного терроризма»? Местного, а не расистского.

Нельзя сказать, что власти вообще не интересовались Руфом. Только в этом году он дважды арестовывался полицией, спал в своем автомобиле и занимался расистской пропагандой. Тем не менее, правоохранительные органы заявляли, что он не был на их «радаре», как человек «способный на насилие».

Президент крупнейшего в Америке негритянского союза N.A.A.C.P. Корнелл Вильям Брукс, прилетевший срочно в Чарльстон, тоже использовал слово «терроризм», но не местный, а расистский. Он потребовал от правоохранительных органов расследовать возможную связь Руфа с другими «группами ненависти»…

— Я признаю, что я очень разгневана, — говорит Бетани Миддлтон-Браун, сестра убитой ДеПейн Миддлтон. — Но она учила нас созиданию, любви к нему. Вот почему в наших сердцах нет места для ненависти…

Законы Южной Каролины и некоторых других штатов допускают высказывания жертв преступления в уголовном процессе. Этого добились от Фемиды участники движения «права жертв».

Тысячи жителей Чарльстона собрались на вечернюю молитву. Воздух был буквально пропитан веяниями христианской веры, идеями всепрощения. Но, тем не менее, мэр города Джозеф Райли вызвал бурную овацию всех собравшихся, когда потребовал снятия конфедератского флага в Колумбусе - столице Южной Каролине.

— Нас всех объединяет одно, — сказал мэр. Наши сердца разбиты… Но, если мистер Руф надеялся на то, что его преступление расколет страну, то он ужасно просчитался.

Просчитался ли? Флаг конфедератов неприкосновенно развевается над Колумбусом.

Люди, заполнившие ТД-Арену, размахивали розами, которые им вручали устроители молебна при входе. Родные и близкие «чарльстонской девятки» стоя принимали на себя это волнение тысяч алых роз. Мэр Райли заявил, что со всех сторон поступают взносы на оплату похорон, на поддержание церкви Эманюель и бедняков, живущих в нищенских регионах Южной Каролины. Но вот, касаясь вопроса о контроле над оружием, он предпочел отделаться такой фразой: «Мы не ходим жить в стране, где нам приходилось бы ставить вооруженную охрану для тех, кто штудирует Библию»…

Судья Джеймс Госнелл назначил залог в один миллион долларов за статью о ношении оружия. Однако тут же заявил, что не имеет права назначать залог за обвинения в убийствах. Заключенный наблюдал с бесстрастным лицом за этой церемонией из тюремной камеры, соединенной с помощью видео с толпой слушателей. Толпа вновь заволновалась, когда судья объявил, что жертвами преступления являются родные и близкие убийцы. Кстати, семья Руфа сделала заявление в прошлую пятницу, в котором говорится, что «никакими словами нельзя передать наши шок, печаль и недоумение случившимся». Но в этом заявлении нет ни слова о расистских взглядах Руфа.

Помните, леденящий сердце и кровь приказ Мао Цзэдуна армиям хунвейбинов бить «по штабам»? Армии американских расистов и их авангард ку-клукс-клан били негритянским церквам — штабам их борьбы за равноправие, за человеческое достоинство, свободу.

После Гражданской войны негры стали покидать конгрегации белых, где их принуждали молиться как рабов, и начали создавать свои центры моления, перекраивая религиозную карту Юга Америки. Первые негритянские церкви появлялись в самых неожиданных местах: в Атланте в списанных железнодорожных вагонах, в графстве Линкольн, Северная Каролина, в хижинах из елочных ветвей, в Картерсвилле, Георгия, из лишенных крыш разгромленных магазинов. Так они были ближе к Богу, ближе к небу, их аллилуйя доходила быстрее до Иисуса.

Церкви, по словам великого негритянского ученого Дюбуа, стали «первой социальной институцией в Америке, которая целиком и полностью контролировалась неграми». Вот почему первая институция черных стала первой целью белых расистов. Осенью 1870 года ку-клукс-клан сделал попытку первого штурма афроамериканских церквей. Почти все черные церкви в Таскеги, Алабаме, были в огне. Даже спустя 93 года после этого бомба, брошенная рукой расиста, убила на месте четырех девочек-негритянок в афро-азиатской церкви алабамского Бирмингема.

Вот почему убийство чарльстонской Девятки потрясло, но не удивило преподобного пастора Генри Белина. «Вы атакуете наши центры, атакуете наши сердца, — говорил Белин, пастор одной из гарлемских церквей, которая вместе со многими другими церквами нью-йоркского Гарлема протестовала против чарльстонской трагедии. — Да черные церкви это наше сердце», — повторял он. Руф целился в сердце черной Америки.

Всю неделю по всем Соединенным Штатам в церквах черной Америки молились за погибших братьев и сестер из Чарльстона. «Это было толчком для нашей памяти, разбудившим воспоминания о тех временах, когда наши самые священные места превращались в вулканы насилия против нас», — говорит профессор Университета имени Джорджа Мейсона, Джоан Дэрко. — Эти места священны для нас, но не для тех, кто пытается их разрушить и сжечь».

Даже сейчас, когда посещение черных церквей уменьшается, 79% афроамериканцев считают себя христианами. Из них 58% посещают церкви (число всех американцев, посещающих церкви, составляет 39%). Именно из церквей вышли более ста первых негров, занявших выборные должности в стране в XIX веке. Почти все они были священнослужителями.

Вот почему пылали черные церкви, подожженные расистами, превращаясь в факелы ненависти. «Церковь — символ черной общины. Если вы хотите нанести удар по черной общине, церковь — самая естественная цель», — говорит Хейди Бейрич, директор проекта «Южный центр нищеты».

Но Бога ради, не думайте, что все это история XIX века и времен сегрегации первой половины века XX. Согласно данным статистики «Пожары в черных церквах в Соединенных Штатах», опубликованной в журнале «Этнические и расовые исследования» в 1999 году, в 60-е годы XX века жертвами пожаров стали 300 церквей. Но волны насилия продолжали накатываться. Согласно слушаниям в Конгрессе США, с 1989 года по 1996 год факелами ненависти стали более 200 церквей. Итак, более 500 церквей за неполную вторую половину XX века! «Мы испытываем эпидемию террора», — говорит Девал Патрик, бывший помощник министра юстиции США.

Эпидемия террора… Она дала знать о себе страшным образом в Чарльстоне. На днях церковь цветных A.T.E. в Вашингтоне получила угрозу, что она будет следующей. Ее руководство говорит, что ему, видимо, придется впервые нанять вооруженную охрану. Одни молитвы не помогут. Но вооруженная охрана у входа в церковь будет победой Диланна Руфа и других расистов.

Мэлор Стуруа, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру