– Чем объясняются нововведения в визовой политике?
– Снятие биометрических данных в РФ – мера, введенная всеми государствами-членами Шенгенской зоны. Координирующую роль выполняет здесь ЕС. Процедура разработана давно и уже применяется в большинстве стран, в отношении которых действует визовый режим (последними в хронологическом порядке к ней присоединились Украина и Белоруссия, а чуть раньше Турция). Таким образом, это не нововведение, а давно отработанный порядок, призванный ускорить проверку паспортов на границе.
– В чем именно заключаются новые правила?
– Каждые пять лет лицо, обращающееся с заявлением на получение визы, должно будет явиться в наше консульство или визовый центр, где с него снимут отпечатки пальцев. Один раз в пять лет необходимо будет лично явиться в консульское учреждение.
– Технически как будут сниматься отпечатки пальцев?
– Все очень просто. Для этого в консульствах и визовых центрах имеется специальное оборудование и необходимый персонал. Вся процедура займет менее десяти минут.
– Не приведет ли новый порядок со снятием отпечатков пальцев к возникновению дополнительных сложностей для граждан, проживающих там, где поблизости нет ни консульства, ни визового центра? Раньше документы можно быть сдать в турагентство. Теперь выходит, людям придется ехать в Москва или другой город, где открыт визовый центр...
– Верно. Придется. Но лишь один раз в пять лет. К тому же отпечатки пальцев хранятся в общей базе данных государств-членов Шенгенского соглашения. Раз снятые отпечатки в консульстве одной страны в следующий раз могут использоваться при подаче заявления в консульское учреждение любого другого государства Шенгенской зоны. Отмечу также, что у Италии в РФ весьма широкая сеть консульских учреждений и 27 визовых центров, охватывающих страну от Калининграда до Владивостока. Их число постоянно растет.
– Что является самой распространенной причиной отказа в выдаче визы?
– Вообще-то процент отказов у нас очень мал. Чаще всего это несоблюдение установленной процедуры или банальное неправильное оформление документов. На 800 тысяч виз, выданных нами в 2014 году, отказов 0,7%.
– Россия присоединяется к Визовой информационной системе. Как Вы оцениваете эффективность ВИС? В частности, в свете проблемы нелегальной иммиграции?
– Визовая информационная система, безусловно, повышает эффективность пограничного контроля. Одновременно обладатель визы, получает ряд преимуществ, поскольку ВИС обеспечивает надежную защиту личности в случае кражи документов, а высочайший уровень защиты базы данных обеспечивает невмешательство в частную жизнь гражданина.
– Вы согласны с утверждением, что идею безвизового режима между Россия и ЕС в нынешней политической ситуации можно считать раз и навсегда похороненной (или отложенной на неопределенно долгое время)?
– Переговоры о безвизовом режиме ведет Евросоюз - ЕС. С технической стороны дело это очень непростое. Особенно в масштабах территории такой страны, как Россия. Сторонами уже согласован договор об упрощении визового режима, который позволяет нам на взаимной основе проводить весьма гибкую визовую политику. Италия, с учетом немалого числа туристов, приезжающих к нам снова и снова, твердо следует практике выдачи многократных долгосрочных виз, имея которые россияне могут свободно перемещаться по всей территории Шенгенской зоны.
– Как Вы оцениваете потенциал и нынешнее состояние итало-российских отношений?
– Наши отношения традиционно активны и динамично развиваются. На них, конечно же, не могли не сказаться особенности сложившейся международной обстановки, обусловленной украинским кризисом. Однако наша страна прилагает усилия к сохранению диалога с Россией, имея целью способствовать разрешению кризиса и поддержанию отношений сотрудничества по основным вопросам международной безопасности, где участие России носит определяющий характер. Недавний тому пример – договор по иранской ядерной программе.
Не оставляющий сомнений сигнал в этом смысле - визит в Москву главы Правительство РФ Италии Маттео Ренци в марте этого года, открывший дорогу в Россию итальянским министрам.
Можно сказать, что именно в такое сложное время особенно заметно качество и уровень наших отношений, когда помимо политических и экономических интересов особую роль обретает культурная взаимосвязанность наших народов.