Защитникам авторских прав грозят расправой

Атака недоброжелателей на только что образованный профсоюз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» привлекает к себе все больше внимания

В среду в эфире радиопередачи «Полный контакт» известный ведущий Владимир Соловьев и гендиректор РАО Сергей Федотов расставили все точки над «i» в этой скандальной истории.

Атака недоброжелателей на только что образованный профсоюз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» привлекает к себе все больше внимания

О том, что три ведущих общероссийских организации по защите авторских прав решили объединиться, стало известно в пятницу, 17 июля. Делегаты от Российского авторского общества, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей собрались в Президент-отеле и объявили о создании единого профсоюза деятелей культуры, унаследовавшего название одного из основателей – «Российское Авторское Общество».

И практически сразу в СМИ появилось большое количество публикаций, направленных на дискредитацию новой организации и ее руководителя Сергея Федотова. В которых объединительное собрание объявлялось нелегитимным, а сам Федотов выставлялся в этих материалах, по выражению Соловьева, буквально «исчадием ада»: «Он и деньги забрал, и на самолетах летает, и замок в Шотландии купил». Однотипность материалов и практически одновременное их появление в самых разных изданиях и на интернет-порталах убеждают в том, что речь идет о целенаправленной, хорошо спланированной кампании, отметил ведущий.

Чтобы разобраться в ситуации, он попросил Сергея Федотова ответить на высказанные в его адрес претензии. «А то никто из этих разоблачителей с самим разоблачаемым так и не побеседовал», - подчеркнул Соловьев. В эфире радиостанции «Вести FM» гендиректор РАО детально опроверг все выдвигаемые в его адрес обвинения.

Самый яркий эпизод касался наличия у него собственного замка в горах Шотландии. Однако этот объект недвижимости ценой один миллион фунтов оказался приблизительно равен по стоимости квартире в Москве. «История с замком – это немного сломанный шаблон. Ведь многие покупают дома в Испании, Болгарии... Я слышал, что депутаты любят Лазурный берег. А я купил в том месте, где климат соответствует российскому, там зимой минус 19, и это было странно воспринято. Но по стоимости это цена хорошей двухкомнатной квартиры», - пояснил Федотов.

Он рассказал также, что еще со времен обучения в институте занимается предпринимательской деятельностью, и на сегодня имеет несколько работающих бизнес-проектов. Поэтому никакого несоответствия между получаемой в РАО зарплатой в 200 тысяч рублей и недвижимостью в Британии на самом деле нет.

«У меня есть еще и доходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью. Но, конечно, легче написать, что человек, получающий 200 тысяч рублей, покупает за миллион замок. И сразу возникает вопрос – не на деньги ли авторов он его купил? Это удобно», - отметил гендиректор РАО.

Точно так же безосновательны оказались и претензии в адрес самой организации. Так, например, в серии статей упоминалось «абсурдное» требование РАО к организаторам гастролей рок-группы Deep Purple выплатить авторские отчисления за исполняемые коллективом песни. Такая коллизия нередко складывается и в нашей стране, и за рубежом, признал Сергей Федотов.

«У нас часто возникают проблемы с организаторами гастролей различных исполнителей. За концерты правообладателям действительно надо отчислять 5% сбора. При этом Deep Purple не являются владельцами некоторых своих песен – ранее они уже уступили права на них рекорд-компаниям, какому-нибудь лейблу. Согласно закону, организатор концертов должен отчислять эту сумму. У нас в стране сложная ситуация с авторскими правами, поэтому вскоре появились статьи, что мы якобы просим Deep Purple заплатить за исполнение собственных песен. Но сами музыканты, кстати, эту ситуацию не комментировали, для них это нормальная практика», - рассказал Федотов.

Обвинения Российского авторского общества в игнорировании проблемы пиратства и стремлении банально нажиться на авторских отчислениях также оказались лишены оснований. Так, в миллиард рублей, якобы ежегодно оставляемых РАО на обеспечение собственной деятельности, авторы «разоблачительных» статей включили налоги, которые, разумеется, перечисляются в российский бюджет. «Мы являемся крупным налогоплательщиком, поэтому существенная часть средств, что мы как бы оставляем себе, на самом деле уходит в бюджет. Говорить, что это наши деньги, не совсем справедливо. Это манипулирование цифрами, не более того», - констатировал глава РАО.

Он также напомнил, что эта организация уделяет большое внимание борьбе с пиратством и еще несколько лет назад одной из первых поставила вопрос о борьбе с незаконным использованием авторского контента в Интернете. Не забывает Российское авторское общество и о самих авторах, став важной системообразующей организацией для отечественной культуры вообще.

«Правообладатели получили стабильный источник дохода, стали получать больше, там теперь совсем другой порядок сумм. Когда я начинал свою деятельность, финансовые показатели РАО составляли примерно 300 млн рублей. Сейчас это более 4 млрд. То есть выплаты авторам увеличились в 10 с лишним раз, - свидетельствует руководитель организации. - Большинство авторов удовлетворены нашей работой, выплаты растут. Наша система находится в стадии становления, государство курирует ее развитие. В последние годы мы добились хороших результатов, и у нас есть все шансы встать в один уровень с лучшими мировыми аналогами. Например, по объему выплат РСП под руководством Никиты Сергеевича Михалкова вышел на третье место в мире».

Сергей Федотов разъяснил и причины, в силу которых, по его мнению, против нового профсоюза деятелей культуры и лично против него была развязана громкая кампания. Оказывается, часть бывших руководителей одной из объединяющихся организаций – ВОИС – во главе с экс-министром культуры, ректором Московской консерватории Александром Соколовым не попали в органы управления новой организации. В этом суть конфликта.

«Когда Соколов стал министром культуры, мы попали в поле его зрения – ему стало интересно, что за организации такие, там большие обороты были весьма существенные. И он начал достаточно сильно на нас давить с требованиями перечислять определенный процент с оборота в некие организации, которые он контролировал, в этот момент речь идет о некоммерческих фондах. У меня есть от этих структур соответствующие письма с постоянными просьбами перечислять деньги, поэтому я готов их представить, и там уже пусть компетентные органы трактуют, что это такое. Речь шла о перечислении 5% с оборота организации РАО в тот фонд, где на тот момент работала его супруга. Мы тогда собрали наших выдающихся авторов, которые сказали: «Нет, мы не готовы это делать, мы считаем, что это рэкет». После этого начались, конечно, сложные всякие обстоятельства у нас, - рассказал Федотов. - Мы договорились, что его представители войдут в одну из вновь созданных организаций…, но, к сожалению, некоторые мои опасения начали сбываться, потому что когда эти люди начали работать, началась та же самая история – финансирование вот этих фондов… суммы довольно существенные. Как они тратились, я, конечно, не знаю, может, там действительно проводились какие-то культурные мероприятия. Но факт тот, что просто правообладатели с этим не всегда были согласны, потому что они хотели бы сами тратить деньги своей организации… Поэтому это всегда была точка конфликта в наших отношениях, и когда встал вопрос о создании объединенной организации, как бы большинство высказалось за то, чтобы не брать на борт эту команду. Это несколько человек, на мой взгляд, не очень компетентных конкретно в наших вопросах, они, к сожалению, так и не разобрались, в чем суть нашей деятельности, но правообладателями они тоже не являются. Поэтому понятно, что интерес там чисто финансового характера, они не за свой интерес как правообладатели борются, они борются за интерес этих фондов, которые с ними аффилированы».

Борьба за авторские взносы уже покинула законные рамки. Как рассказал гендиректор РАО, ему и членам его семьи в последние дни стали поступать телефонные звонки с угрозами. На вопрос, кто угрожает и чем, Федотов ответил, что «Это какая-то война без правил. Им очень важно меня убрать. Есть люди, которые за всем этим стоят и этим, конечно, манипулируют».

Учитывая то, что авторские взносы всегда являлись и продолжают являться лакомым куском, полагаю, что у господина Федотова, вероятно, имеются все основания всерьез отнестись к прозвучавшим анонимным угрозам по телефону.

В этот же день в эфире радиопередачи «Полный контакт» Владимир Соловьев обсуждал эту же тему с известным блогером-расследователем Олегом Лурье. И вот что он рассказал: «Если просто покопаться в прошлом, вспомнить, что вообще свой путь к этой вершине власти ВОИС.., которая как бы защищала права, господин Соколов начал ещё в 2006 году, создав некий такой Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности. И он в нём занял пост председателя попечительского совета. А председателем собрания, по некоторой информации, оказался ранее неоднократно судимый Ахмед Тагибов. Ему было также, насколько известно, подконтрольно и Российское общество по смежным правам, так что как бы такой специалист, разбирался. И вот этот Тагибов... В 2007 году это РОСП по смежным правам боролось за право получить госаккредитацию в другой организации (это из истории немножко), защищающей авторские права, Российской фонографической ассоциации, которую возглавлял Вадим Ботнарюк. И борьба была странной. То есть накануне вынесения решения о том, кто будет признан государством в качестве главного борца с пиратами, Ботнарюка вдруг дважды тяжело избили (кто - неизвестно), и от последствий второго нападения он скончался. Вот 2007 год. Ну и вскоре появилась ещё одна созданная Соколовым организация - Всероссийское общество, уже объединённое, по авторским и смежным правам. Генеральным директором числился уже другой человек, это бывший пожарный, сотрудник МЧС бывший, некто Вязовик. Ну и он всё время рядом с господином Соколовым. То есть, какое отношение специалист по тушению пожаров имеет к авторским и смежным правам?»

Есть в расследовании Лурье и другие любопытные факты: «В апреле на сомнительном весьма кворуме конференции из состава Совета ВОИС были вдруг совершенно выведены несколько уважаемых российских авторов. Это Денис Мацуев, это Андрей Дементьев, это Николай Расторгуев. Их места в руководящем органе Общества заняли... Кто бы вы думали? Штатные педагоги Московской консерватории им. Чайковского. Случайно там оказывается ректором Александр Соколов - экс-министр. И, в общем-то, затея была достаточно простая. Должно было оказаться всего 28 человек вместо 37 членов Совета. Такие все они лояльные-лояльные. То есть вот такая история, если вспоминать о деятельности».

Таким образом, страсти, кипящие в сфере защиты авторских прав, на самом деле имеют под собой обычную финансовую подоплеку. И можно только пожелать дальнейших успехов реальным борцам за интересы правообладателей, приближающих нашу страну к цивилизованным моделям решения спорных вопросов в этой области.

В заключение эфира Владимир Соловьев пригласил экс-министра культуры на интервью, так что будем ждать дальнейшего развития событий по этой теме.

Захаров Сергей 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру