В буднее утро 15 июня прошлого года в московском метро на перегоне Арбатско-Покровской линии между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" поезд сошел с рельс, начало состава "смяло в гармошку" и "размазало по стене туннеля". В результате катастрофы 24 человека погибло и более 270 пострадало.
Следствие обвинило во всем стрелочников - бригаду, проводившую ремонтные работы на "стрелке" на указанном отрезке путей - это старший дорожный мастер метрополитена Валерий Башкатов, помощник мастера дорожных путей Юрий Гордов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов и директор ООО "Спецреконструкция" Анатолий Круглов. Якобы они при ремонте стрелки путей закрепили "левый остряк" механизма трехмиллиметровой "ржавой проволокой", что, собственно, и явилось, по мнению, следователей, причиной аварии. Подсудимым вменяется нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц (ч.3 ст. 263 УК РФ). Они вину отрицают.
Свидетель-монтер отметил, что когда они "делали перешивку стрелки" руководил рембригадой Юрий Гордов. Кто и какую проволоку накручивал, он не видел, так как его обязанности - это "принеси, подай, отнеси". Однако гособвинение ходатайствовало об оглашении его показаний, данных на предварительном следствии - тогда, значится в допросе, он видел, что Кащеев по указания Гордова открутил ржавую проволоку на креплении "левого остряка", а после сужения расстояния "намотал ее обратно".
На суде же свидетель Гильмутдинов настаивал на том, что проволоку и наматывал ли ее кто-нибудь - не видел. Возможно, следователь не так записал, объяснил он нестыковку.
Свидетель Соколов был мастером службы путей, но на момент ремонтных работ и самой аварии находился в отпуске, поэтому ответственным за технадзор был Гордов. По его словам, ремонт стрелки должны были выполнять сотрудники ООО "Спецтехреконструкция", но делали это другие и сделали не так, как сделал бы он, будучи в смене.
"Остряки по всем правилам и инструкциям по текущему содержанию путей должны были быть закреплены тягой", - рассказывает Соколов, поясняя, что этого сделано не было, хотя тяги находились в трех метрах от стрелки - в кладовой. В этой части его показания расходятся с другими свидетелями-рабочими, утверждавшими, что никаких тяг там не было. "Нельзя, чтобы остряки были разъединены. Я бы так не поступил", - заключил Соколов.
Рабочие как раз тягу и не поставили, закрепив "левый остряк" проволокой.
Сам Соколов видел эту пресловутую проволоку после аварии, когда "ее извлекал" с части механизма стрелки сотрудник Следственного комитета.
Было выяснено, что замена стрелки происходит в три этапа, и изначально был заложен как раз "левый остряк", а уже на следующий день правый.
Соколов сразу после аварии "осмотрел левый остряк" и следов удара о колесо "не увидел". Зато на участке туннеля до стрелки он увидел "продиры и сколы на углах бетона", которых до его отпуска не было. Также выяснилось, что на данном участке путей было временное ограничение скорости поезда, так как у рельсов был "перепробег", то есть они уже отслужили свое, но еще не были заменены. Помимо этого, на данном пути было "более десятка дефектов", а обходчики путей регулярно находили на них отвалившиеся детали подвижного состава (другая версия катастрофы).
Мастера Соколова, который помогал следствию по техническим вопросам, "уволили по собственному желанию". Судебное следствие продолжается.