Кнопочные телефоны не будут работать в «Tele2»

Оператор-дискаунтер забыл про малообеспеченных абонентов

В Москве с 22 октября заработал четвертый сотовый оператор «Tele2», который позиционирует себя как компания-дискаунтер. «Честно-дешевле», «Про переплаты забудь» – таковы рекламные слоганы, ориентированные, в первую очередь, на не слишком обеспеченную аудиторию: пенсионеров и частично молодежь. В столице и области число абонентов этих возрастных групп составляет порядка 6 млн. Они привыкли экономить на связи и, как правило, отказываются от использования дорогих смартфонов в пользу обычных телефонов, работающих в стандартах GSM/2G. Однако «Tele2» не планирует строительство сетей, поддерживающих эти диапазоны частот. Таким образом, владельцы всех кнопочных телефонов не смогут воспользоваться услугами дискаунтера, а те, кто все-таки рискнет, могут столкнуться с проблемами связи, особенно внутри зданий. 

Оператор-дискаунтер забыл про малообеспеченных абонентов

В апреле 2014 года «Т2 РТК Холдинг» (бренд «Tele2», работающий в более 60 регионах) перешел на новую рекламную платформу «Честность», заменив старую концепцию «Мафия», которая эксплуатировалась на протяжении нескольких лет в различных модификациях.
В основу новой кампании лег слоган — «Честно — дешевле».

«Здравствуй, Москва! Про переплаты забудь: жирным ценам в столице осталось чуть-чуть!», «Мы тоже ваших денег хотим. Но нам нужно меньше», «Когда выпью, звоню своему бывшему мобильному оператору. Я с Tele2» — эти и другие рекламные шедевры оператор развернул по всем возможным телеканалам, радио, в Интернете, в кинотеатрах, на улицах столицы, на стартовой странице Wi-Fi в Московском метрополитене.

Чтобы стимулировать пользователей к приобретению сим-карт, «Tele2» воздвиг в Москва несколько десятков «стен честности» — специальных конструкций, в которых можно купить сертификаты на «бесплатные» 1200 рублей на услуги связи. Правда, если все-таки прочитать правила, выяснится, что в первые месяцы оператор просто будет возвращать на счет 100 рублей, потраченных в предыдущем месяце.

Пока «Tele2» официально не разглашает свои тарифы в Москве и планы по доле рынка, но вывод из «агрессивного» продвижения напрашивается простой: оператор ориентирован на не слишком обеспеченную аудиторию. То есть людей, привыкших экономить на связи, что, кстати, само по себе неплохо.

Только с этим, похоже, вышла промашка. Дело в том, что, по словам самого оператора-дискаунтера,  у него нет лицензий на частоты GSM. Ни в диапазоне 900, ни в диапазоне 1800 МГц. При этом известно, что большинство недорогих телефонов работают исключительно в этих стандартах.

По данным «Евросети», по итогам первого квартала 2015 года в России было продано 2,7 млн кнопочных гаджетов, что составляет 33% от общего количества проданных мобильных устройств. Средняя цена за такое устройство составила всего 1,85 тыс. руб., а совокупная выручка от их продаж - 5 млрд руб. По данным GfK, в Россия в первом полугодии было продано 5,7 млн кнопочных телефонов. 

Если иметь в виду, что в Москве и Подмосковье сейчас действует около 40 млн сим-карт, из которых около 18–19 млн активно используется, то значительная часть абонентов фактически может выпасть из поля деятельности «Tele2». А ведь именно эти люди ждали дешевого оператора. 
А каким будет качество связи у «Tele2»? Для передачи голоса компания собирается использовать сеть 3G на частоте 2100 МГц, голос в LTE в России пока передавать нельзя. Уровень работы в зонах покрытия определяется не только технологией, но и диапазоном частот. Чем выше частота, тем ниже способность радиоволн проникать сквозь препятствия и, соответственно, качество связи внутри зданий и помещений. А следовательно, связи может не быть не только в метро, но и в зданиях, где нет так называемого «indoor покрытия».

Чтобы обеспечить сопоставимое с другими операторами качество связи, «Tele2» придется строить в столичном регионе в 3-5 раз больше базовых станций. Радиус действий 3-4G в несколько раз меньше, чем у базовых станций 2G, которые другие операторы использовали для покрытия в области. Вряд ли в кризис можно найти деньги на строительство десятков тысяч базовых станций. 
За последние 20 лет операторы «тройки» на 100% покрыли сетью GSM и другими стандартами все уголки Москвы и Подмосковья – дозвониться можно даже из леса или глухой деревни. В случае с новым оператором привычного сплошного покрытия в Москве и Подмосковье, вероятнее всего, не будет. И что тогда делать абонентам в экстренных случаях, например, ДТП или, не дай Бог, пожар и прямая угроза жизни? Ведь мобильная связь – это, прежде всего, ваша безопасность и безопасность ваших близких.

Сергей Семенов

Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций «Tele2»

- Какова доля рынка в столице и Подмосковье в планах «Tele2» через год?

- На московском рынке мы готовимся потеснить «большую тройку» и ждем, что к нам придут абоненты, которые устали переплачивать за связь. Свою долю мы получим, и она будет существенной.

- Почему отказались от строительства сетей, поддерживающих диапазоны частот 900/1800 МГц? Ну и соответственно, мобильный интернет 2G.

- Строить сотовые сети операторы могут только имея соответствующие лицензии, которые дают право на использование частот. У «Tele2» таких лицензий нет. Поэтому запуск сети GSM в Москве и Московской области не планируется. Если будет объявлен конкурс на лицензии GSM в Московском регионе, мы рассмотрим возможность участия в нем.

- Действующие стандарты «Tele2» будут поддерживать работу кнопочных телефонов?

- Нет, но у москвичей очень популярны смартфоны. Количество смартфонов с поддержкой 3G в столице – около 65%, и их количество растет.