Как получить нужные вещи без денег

По обмену в Интернете можно приобрести все, что душа пожелает

Затянувшийся экономический кризис, заканчивающийся, похоже, только в умах высокопоставленных чиновников, вносит свои жесткие коррективы в потребительское поведение обычных граждан. Тех самых, кто на собственном опыте столкнулся с сокращением доходов, задержками зарплат, потерей работы... Волей-неволей, для того чтобы выжить, они вынуждены были вернуться чуть ли не в первобытно-общинный строй, отринув лицемерные купюры. В социальных сетях набирает обороты мода на обмен товарами и даже услугами — без всяких денег.

По обмену в Интернете можно приобрести все, что душа пожелает
Обменять старинные монеты, икону помазанника божьего и бюстик Феликса Дзержинского можно теперь не только на обычной барахолке, но и через специальные веб-сайты.

Для представительницы бывшего среднего класса Татьяны Сухиной все началось с фразы «да ну, чушь какая-то!». Она с большим предубеждением отнеслась к совету подруги в ответ на ее жалобы о тяготах жизни заглянуть на сайт «обменов».

«Я сначала подумала, что это совсем уж ниже плинтуса, — делится женщина. — Мы вроде с мужем оба работаем. Да, не процветаем, но можем себе и сыну какую-то обновку купить. А тут меняться… Да ну, стыд какой. А мало ли кто все это носил или где оно лежало».

Чек не нужен

Раньше в семье Татьяны большое внимание отводилось внешнему лоску. Самым важным критерием было «чтоб не хуже, чем у других». Одежду для сына — хороших марок. Иногда дороже, чем позволяют зарплаты, но пусть в школе знают: Славик из хорошей семьи.

«Откуда в нашей семье взялся этот культ вещей, я вообще не понимаю, — вспоминает Татьяна. — Мы накупали, накупали: одежду, бытовую технику, украшения, гаджеты, машину дорогую в кредит… Лишь бы создать видимость. Лишь бы все видели: у Сухиных все в норме!».

А потом случился кризис. И денег на жизнь «с размахом» стало не хватать. Приходилось урезать бюджеты на отпуск, сокращать количество затратных поездок выходного дня, жертвовать походами в театр и многими другими вещами, которые на семейном совете получали статус «не первой необходимости».

В очередной раз затягивая семейные пояса, Татьяна наткнулась на восторженный отзыв своей подруги об удачном обмене и решила хоть заглянуть в ту самую группу в Интернете. Сначала она просто листала список предложений.

«Это затягивает, как телешоу, — смеется женщина. — Каждый обмен — целая история. Обсуждают, спорят, скандалят даже иногда. И предложения бывают такие необычные. Я и подумать не могла, что подобное барахло кому-то нужно. Или наоборот: как же можно расстаться с таким сокровищем?!»

В группах меняли все на свете: дорогую и абсолютно новую одежду, продукты на грани «просрочки», игровую приставку, бытовую технику, даже услуги репетитора и ремонт стиральной машины. Кто-то готов расстаться с сумочкой известного бренда ради часов «бабушкиных» времен. А кто-то меняет фиалки в горшках на картошку и крупу. Как оказалось, никаких особых условий такой обмен не предполагает: лишь бы желающие не брезговали принять в пользование вещь без магазинного чека. Никакой логики в предложениях по обмену тоже нет. Главное — внимательно следить за обновлениями и выжидать нужный именно для тебя момент.

Татьяне, по ее словам, очень повезло. В самом начале своего пути к адептам натурального хозяйства она повстречала нужного человека. Женщину, готовую менять дорогую одежду на старинные вещицы середины прошлого века, коих у Сухиных, щедро одаренных бабушками, было хоть отбавляй.

А потом пошло-поехало. Посчитав, какую сумму она сэкономила, набрав бесплатно столько одежды, Татьяна Сухина буквально «подсела» на натуральный обмен. И за это время жизнь ее семьи коренным образом изменилась.

«Теперь у нас все по-другому. После всех необходимых выплат — «коммуналка», кредит, школьные нужды, футбольная секция сына — оказалось, что у нас остается приличная сумма, которую мы даже поначалу не знали, как потратить», — улыбается женщина. Ведь то, что раньше мигом «спускалось» на покупки, теперь приобретается по обмену.

Мода на старину

Сухина составила список групп, предлагающих аналогичные услуги в Москве и области, выбрала подходящие и подписалась на обновления. Татьяна отслеживает, когда выкладывают что-то ценное, и пытается перехватить первой. С кем-то уже налажен диалог и можно общаться напрямую.

«У меня появилась одна знакомая, учитель математики, мать-одиночка. У нее там какая-то невеселая ситуация, муж не хочет платить алименты, она одна сына тянет. Ну вот мы ей все Славкины вещи отдаем приличные, из которых он вырос. Многие даже с этикетками, растет-то он быстро.. А она с нашим приходит алгеброй-геометрией заниматься несколько раз в месяц», — рассказывает Сухина.

В это сложно поверить, но Татьяна постоянно находит людей, с которыми можно поменяться. Говорит, что когда в этот процесс втягиваешься, все получается само собой. За двенадцать лет совместной жизни им с мужем удалось скопить немало всяких сувениров, безделушек — так что ей постоянно есть что предложить. А летом и осенью Сухины выставляют для обмена еще и собственноручно выращенные овощи и фрукты с дачи.

«Помимо очевидных плюсов еще и квартиру изрядно разгрузили. Столько простора появилось, захотелось прямо творить! И вы знаете, я начала писать картины. Первый раз в жизни!» — рассказывает Татьяна.

А вот студентка Кристина Шахова подобных восторгов не разделяет. И это еще мягко говоря: «Никогда в жизни никому не посоветую меняться. Повелась один раз, выменяла кучу вещей, высыпала на диван все шмотки и двух тараканов вместе с ними. Все-таки халява — она и в Африке халява. Лучше самой заработать».

Находчивая московская пенсионерка Любовь Яковлевна Землянская от групп в социальных сетях, конечно, весьма далека. Но она прочитала в газете историю про моду на обмены и придумала свой вариант — как говорится, офлайн, без всякого Интернета. Пусть и не совсем легальный, зато действенный.

«Я смотрю в телевизоре: назад в 90‑е, ностальгия, ретро… А у меня этого ретро! Весь дом завален. Дай, думаю, попробую», — рассказывает пожилая женщина.

Любовь Яковлевна ничего не слышала о запрете на «черную» расклейку, поэтому без зазрения совести оклеила все соседние подъезды объявлениями: меняю ретротовары на продукты питания. И телефон. Возможно, живи она в спальном районе, дела бы не так скоро двинулись в гору. Но бабушке повезло, ее квартира в центре, где много всяких тусовочных мест и людей, склонных коллекционировать ту или иную «старину».

«Я раньше была большая модница, — улыбается бабушка, — у меня скопилось много сумок, украшений с янтарем, так как мы в Латвии жили какое-то время. Так вот это все лучше всего уходит. Девочки молодые охотно берут. Еще журналы старые разбирают, проигрыватель взяли — кому он только нужен, старье такое! А я прошу продукты, чаще нескоропортящиеся: крупы, консервы, сахар, чтоб у меня был запас. Но могу и на фрукты-овощи поменяться».

Благодаря своей сообразительности ей удалось не только сэкономить приличную часть пенсии, но и самооценку повысить.

Бренды под угрозой

Насколько велик масштаб модного увлечения, появилась ли угроза для производителей товаров и, вообще, стоит ли к этому относиться всерьез? Мнения экспертов расходятся.

Елена Суховей, управляющий директор сервиса сравнения цен и товаров, считает, что тревога производителей и продавцов о замещении покупок обменом товарами преждевременна. Хотя точной статистики по обменным группам, естественно, нет, но, по прикидкам Суховей, регулярно обмениваются товарами около 6 миллионов женщин и более 3 миллионов мужчин.

«Если посмотреть на количество пользователей сайтами объявлений, то оно стабильно — нет значительного роста за последний год», — считает эксперт.

Согласно данным одного из сайтов объявлений, самыми востребованными категориями по обмену товаров являются женская одежда, детская одежда, игрушки и детские товары. Отсюда Елена Суховей делает вывод, что нового потребительского сегмента и новой популярной для обмена категории пока не появилось.

А вот владелица собственного бренда женской одежды Ольга Берек уверена, что люксовым маркам пора бить тревогу. По ее словам, раньше покупательницы активно менялись исключительно брендовыми вещами, а комиссионные люксовые магазины можно было пересчитать по пальцам одной руки.

«Если три года назад в Москве ежемесячно проводились встречи с целью обмена одеждой и основными их участниками были девочки-студентки, которым просто хотелось разнообразить гардероб, то сейчас к обмену подключились мощные инструменты социальных сетей, и он принял лавинообразный характер. Более 150 тысяч женщин, преимущественно москвичек, заняты обменом и продажей брендовой ношеной одежды в социальных сетях, а возраст и статус этих активисток заметно вырос. И активность профильных групп чрезвычайно высокая».

Ольга убеждена, что официальным дистрибьюторам и производителям пора реагировать на безналичный обмен, так как продажи в дорогостоящем сегменте одежды и аксессуаров неизменно падают. Между тем ювелирные украшения, сумки, обувь, люксовые шубы и пальто — наиболее ходовой товар для безденежных операций в Интернете.

«Я отслеживаю эту активность. Недавно девушка искала брендовое платье в обмен на что-то довольно скромное, так поступило более шестисот предложений! При такой конкуренции и демпинге онлайн что могут противопоставить бренды?» — возмущается предпринимательница.

Кстати, что касается гигиены и прочих «брезгливых» вопросов, то существует негласный кодекс обмена, частью которого является сдача одежды в химчистку перед выставлением на онлайн-рынок. Правда, печальный опыт студентки Кристины показывает, что далеко не все «обменщики» этому кодексу следуют.

Между тем, по словам венчурного предпринимателя и инвестиционного банкира Юрия Гольдберга, сегодня натуральный обмен в Сети — отнюдь не только антикризисная мера для обнищавшего среднего класса. Даже люди с очень высоким уровнем дохода не остаются в стороне.

«Экономика совместного использования вещей действительно меняет мир, делая дешевым и доступным многое вокруг. Разумеется, для «селебрити» и элиты совместное пользование вещами неприемлемо — им важно демонстрировать свой статус через обладание дорогими эксклюзивными предметами повседневности. Но для всех остальных редкие и очень дорогие вещи, которые просто не по карману простым людям во владении или содержании, вполне могут стать объектами совместного пользования», — поясняет Гольдберг.

По его словам, катера, загородные резиденции, мотоциклы, часы, мебель — все, что потенциально похоже на предмет, пригодный для нечастого использования или краткосрочной аренды, в состоятельных кругах может перейти в статус «на обмен».

При этом далеко не всегда бывает так, что меняют друг на друга вещи или предметы, сопоставимые по стоимости. Люди, совершая обмен, исходят из того, что им нужно, а деньги здесь совсем ни при чем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27311 от 30 января 2017

Заголовок в газете: Жизнь в обмен

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру