В столицу прибыл ретро-трамвай из блокадного Ленинграда

Уникальный экземпляр пополнил коллекцию музея «Московский транспорт»

Это подзабытое уже слово бартер! Нынче два главных российских города устроили между собой натуральный обмен – и весьма необычный: «махнулись» историко-техническими ценностями. Питерские московским – старый трамвай, какого в столице нет, а московские питерским – ретро-троллейбус из числа тех, каковые на берегах Невы никогда не ездили.

Корреспондент «МК» побывал на месте событий.

Уникальный экземпляр пополнил коллекцию музея  «Московский транспорт»

Честно говоря, боялся, что основательно закоченею, ожидая петербургских гостей: их прибытие намечено на 8 часов, но дорога-то дальняя, да еще груз столь необычный, – можно ли тут надеяться на пунктуальность?! Однако опасения оказались напрасными. Морозное утро пятницы только-только просветлело, когда на территорию Трамвайно-ремонтного завода въехал тягач, который тащил на прицепе-платформе угловатую «коробку» – старый трамвай непривычного для москвичей вида.

– Как добрались? – спрашиваю у командующего этим «караваном» петербургского реставратора Алексея Гонтарева.

– Нормально! Выехали из Петербурга вчера часов в 6 утра. Конечно с таким грузом на платформе по трассе не гнали. Сделали несколько остановок для отдыха, и вот – суток не прошло! – мы здесь.

Теперь самое время сделать паузу в репортаже и рассказать о материальной составляющей нынешнего петербург-московского обмена.

Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга передал своим коллегам из музея «Московский транспорт» трамвай МС-4. Обозначение расшифровывается как «моторный стальной четвертой модификации». Такие выпускались на Путиловском (Кировском) заводе в 1932-1933 гг. В общей сложности было собрано несколько сотен штук. «Путиловские» вагоны на протяжении долгих лет были весьма распространены в северной столице. МС-4 обслуживали пассажирские линии также и еще в некоторых городах страны. Однако Москва обходилась продукцией других заводов. К настоящему времени в коллекции петербургских транспортников сохранилось около десятка «четвертых». Часть из них используется для экспонирования в музее, для регулярно проводимых трамвайных экскурсий в стиле ретро... А несколько экземпляров хранится «про запас».

Из этого запаса один «моторный стальной» был летом 2010 года передан в Волгоград. (Еще задолго до того, в 1970-м «фирменный» ленинградский вагон презентовали трамвайному музею в Амстердаме.) А теперь питерцы решили поделиться своим «эксклюзивом» с московскими коллегами. Согласно достигнутой договоренности, взамен из «закромов» «Музея транспорта» отдают для отправки в Петербург столичный раритет – грузовой троллейбус ТГ-3. Такие выпускались на одном из московских заводов в начале 1960-х.

Трамвайный вагон решили везти на трейлере. Чтобы организовать перевозку столь крупногабаритного груза, понадобилось изрядно похлопотать. Но наконец все проблемы позади. МС-4 благополучно завершил свой междугородний рейс.

...Тягач развернулся на дальней заводской площадке, где проложены многочисленные рельсовые колеи и «припарковал» свой прицеп точно на одну из них. Теперь питерцам и встретившим их коллегам из музея «Мосгортранса» предстояла не самая простая разгрузочная операция. Трамвай-«старичок» – весьма потрепанный на вид, – нужно при помощи крана приподнять над платформой и потом поставить на рельсы.

Уникальный ретро-трамвай из блокадного Ленинграда привезли в Москву

Уникальный ретро-трамвай из блокадного Ленинграда привезли в Москву

Смотрите фотогалерею по теме

– Вес вагона 11 тонн, длина более 6 метров, – уточняет Гонтарев. – МС-4 работали в нашем городе вплоть до конца 1960-х, а в отдельных случаях их использовали для перевозки пассажиров даже в 1980-е годы. Эта конкретная машина после снятия с линии была переоборудована в служебный технический вагон. У трамвая два поста управления – спереди и сзади, так что ему не требуется разворотный круг или треугольник на конечной станции.

«Четвертый» зацепили тросами за специальные грузовые уголки, предусмотренные на его раме, к крюку подъемного крана. – «Вира!» – Тросы натянулись, раздался негромкий «ревматический» хруст в «суставах» старого трамвая, он оторвался от платформы трейлера и завис, чуть покачиваясь, в нескольких десятках сантиметров над ней. Тягач быстренько выкатил платформу прочь, и теперь оставалось только аккуратно опустить МС-4 на рельсы. Раз-два – готово! «Приезжий» ретро-вагон «встал в колею» рядом с несколькими другими еще не отреставрированными старыми трамваями из запасников музея «Москвский транспорт», хранящимися на территории ТРЗ.

– Замечательно, что в нашей коллекции появился трамвай, который пережил блокаду Ленинграда. Теперь ему предстоят большие реставрационные работы, – поясняет сотрудник музея Владислав Карганов. – МС-4 придется разбирать, заменять некоторые металлические и все деревянные элементы, заново делать наружную и внутреннюю обшивку... Еще нужно найти отсутствующие узлы и конструкции, – конечно, мы надеемся здесь на помощь наших товарищей из Петербурга. В ближайшее время восстановление этого трамвая не начнется: по плану на очереди другие ретро-вагоны. Однако возможно в 2018-м специалисты «Мосгортранса» займутся питерским ветераном, и он уже в недалеком будущем примет участие в столь популярных среди москвичей парадах старых трамваев.

Между тем погрузочно-разгрузочные работы продолжаются. На освободившуюся платформу аккуратно закатывают «обратный груз» – тот самый исконно московский грузовой троллейбус ТГ-3, доставленный «Мосгортрансовским» тягачом на территорию завода. Уже сегодня петербургский «караван» отправится с ним в обратный путь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру