История «цветочной мафии» в России и СССР: мы покопались в архивах

Купец Федор Ноев мог бы заткнуть за пояс нынешних магнатов

Если бы в эпоху бедной Лизы, которая приезжала из деревни в город торговать выращенными цветочками, отмечали 8 Марта, Лиза бы точно стала богатой. Нынче все торговцы цветами называют этот день главным в году. Однако Лиза промахнулась минимум на полтора столетия: подобным ей дореволюционным цветочницам оставалось только ждать, когда мимо проедет желающий купить корзинку фиалок барин.

В честь главного цветочного праздника мы выяснили, где и как продавали цветы в Москве разных эпох.

Купец Федор Ноев мог бы заткнуть за пояс нынешних магнатов
Трубный бульвар в Москве с торговцами цветами в начале 20 века.

Как и многое светское, европейское, бонтонное, обычай дарить на праздники цветы дошел до россиян в XVIII веке — вместе с модой на кринолины, парики и ассамблеи. Именно Голландия, которой так вдохновлялся император Петр, и тогда была, и сейчас остается признанным лидером европейского цветоводства: часть луковиц, которые позднее высадили в садах аристократии, привезли именно оттуда. Правда, вплоть до девятнадцатого столетия они оставались диковинкой, уделом актрис.

- С дореволюционных времен торговля цветами изменилась мало: стоят частные лоточницы, есть торжественные магазины, где их можно заказать. Но изменилась сама суть дарения цветов. Школьной учительницы раньше не было, у мамы наверняка был собственный цветник. Дарили актрисам в театрах, дарили девушкам, причем в том числе при надежде на продолжение банкета, - рассказывает историк московского быта Алексей Митрофанов. - Можно было и позаигрывать с цветочницей: купить цветок и сразу подарить ей — конечно, она сразу пустит его снова в продажу, но суть-то не в этом.

Самым популярным местом была Трубная площадь со стороны Цветного бульвара — собственно, поэтому бульвар и назвали Цветным, там было любимое место девочек-цветочниц. Они приезжали из предместий, продавали те цветы, которые сами вырастили — с мамой или одни, и мечтали устроить личную жизнь. Подойдет барин-красавец, усики подстрижены, прическа набриолинена, пригласит в ресторан, потом возьмет извозчика и проводит до ее загородного Кунцева или Медведкова... а потом женится, конечно. Тогда цветы и ухаживания шли рука об руку .

Цветы можно было купить не только на Цветном бульваре, но и на Сухаревке, на Смоленском рынке. На Кузнецком мосту — вечные французы: много изысканных магазинов цветов, часто с романтическо-иностранными названиями (самые популярные — как и сейчас, «Флора» и Fleurs).

- В Российской империи к этому вопросу подходили очень щепетильно. Существовал специальный язык цветов, который юные барышни учили с самого детства. Сейчас он дошел до нас в виде знаменитой игры «Я садовником родился, не на шутку рассердился» — она была специально придумана, чтобы облегчить процесс знакомства со значениями тех или иных цветов.

Ревность, гнев, страстное чувство — важно не перепутать! Сейчас отголоски того сложнейшего языка дошли до нас разве что в популярных песнях вроде «Желтые тюльпаны — вестники разлуки». Культура потеряна, увы.

Справка «МК»: немного о языке цветов

“Красный — любовь и жизнь, белый — невинность, золотистый — радость, желтый — ненависть, синий — верность.

Нарцисс — возобновление чувств. Орхидея — усердие. Роза: розовая — учтивость, благодарность. Бордовая — красота. Роза без шипов — любовь с первого взгляда.

Мимоза — чуткость.

Тюльпан — признание в любви».

Самым «цветочным» местом старой Москвы считались окрестности Театральной площади — в районе Китайгородской стены еще в 1830–1840 е годы активно продавали букеты. Затем знамя перехватила Петровка — именно здесь работали знаменитые разносчицы цветов, юные девушки, участницы благотворительных кампаний. Часто их непосредственным работодателем являлся ЦУМ (тогда «Мюр и Мерилиз»). Московские прохожие обычно не стеснялись отдать 50 копеек ради красивого, небольшого и стильного букетика. Средства от таких сборов шли на социальные учреждения, — добавил в разговоре с корреспондентом «МК» историк Павел Гнилорыбов.

Непосредственно сам Цветной бульвар и улица Петровка запомнились как места, богатые гиацинтами и розами, из-за находившегося там известного всем москвичам павильона.

Уже в 1880 х годах на Петровке появился первый магазинчик, установленный купцом Федором Ноевым — в течение нескольких лет именно он был главным поставщиком цветов для всей городской аристократии. Как гласит легенда, однажды Ноев здорово выручил литератора Николая Рябушинского, доставив для его банкета 40 тысяч ландышей в разгар зимы — ну чем не сказка «Двенадцать месяцев»!

Ноеву принадлежало сразу несколько цветочных лавок в городе, причем именно он одним из первых поставил на поток поставки цветов с юга. Хотя в Подмосковье цветочное хозяйство существовало, основную часть цветов на продажу везли из Крыма или с Кавказа. К примеру, цветовод Ноев привозил в Москву из Абхазии гиацинты, которые сам и начал сажать в Сухуме в последнее десятилетие XIX века. Позднее эти цветы оценили не только в Москве, но и за рубежом.

Несмотря на то, что у многих в дореволюционной Москве были собственные палисадники, крупные магазины, появившиеся на рубеже веков, все равно окупались — не все даже богатые горожане выращивали цветы самостоятельно: если барин хотел послать цветы на день рождения, он заказывал их по каталогу с курьером и отправлял с записочкой или анонимно.

Если верить справочнику «Вся Москва. Адресная и справочная книга», изданному в 1917 году, под разделом «Цветы живые» значилось помимо гигантов вроде Ноева не менее дюжины лавок — например, некто Карл Иванович Виллар торговал и на Большой Никитской, и на Садовой-Кудринской, а Андрей Федорович Бауер на Сокольничьем шоссе и в Столешниковом переулке. Более того, прямо перед домом московского генерал-губернатора на Тверской улице также стояла цветочная лавка: торговый дом «Степанов, Сидоров и Виноградов», предлагавший букеты, корзины или венки.

Хотя сам праздник 8 Марта упоминается в советской прессе с первого года революции, по-настоящему поздравлять женщин и дарить подарки начали только в 1960 х годах — после прихода к власти Брежнева, когда на праздники стали давать выходные дни, когда появилась возможность погулять вволю. Народ вздохнул свободно, доходов стало чуть больше — тогда появились возможность и желание купить и подарить цветы, благо недостатка их в Москве не было.

- Каждый москвич 1960 х годов обязательно вспомнит свой любимый рынок: где жили, там и покупали цветы. Кто-то на Черемушкинском рынке, кто-то на Даниловском, кто-то у Рижского вокзала... Цветами торговали везде, проблем с покупкой не было: это видно даже по всевозможным советским фильмам. Цветами из пластмассовых ведер торговали и старички, и старушки, и некоторые гости столицы.

Понятие «цветочная мафия» появилось не просто так: действительно нужно было приложить кучу усилий, чтобы машины с цветами вовремя, к празднику, пришли в Москву.

И тут нужно задать вопрос: а откуда взялась мимоза как символ 8 Марта? Она появилась в Москве в 1960 х годах, и привезли ее из Абхазии — как раз поспевала к весне, была недорогой. Поэтому везли в Москву и тут продавали как раз к празднику весны. Часто добавляли ее к тюльпанам, причем не голландским, а нашим.

Кто-то выращивал их у себя дома, а потом продавал на рынке, к примеру, по рублю. Получалось довольно выгодно, хотя этот вид бизнеса и не был очень распространен — все-таки борьба с нетрудовыми доходами процветала. Тем не менее властям не удавалось искоренить цветочников. И причина проста — советская власть не могла обеспечить нужное количество цветов, особенно перед праздниками.

В московских цветочных магазинах стояли огромные очереди: хотя их было очень много, более 50 магазинов... но попробуйте там к 8 Марта купить розы! Это нереально. В лучшем случае продадут гвоздички, и то после часа в очереди. Кстати, помню интересный факт: почему-то каллы не пользовались популярностью. Хоть они и были в продаже, никто не брал: то ли были не в моде, то ли их вообще за цветы не считали, — рассказал «МК» москвовед Александр Васькин.

По его словам, ни один специализированный магазин, среди которых были «Польская гвоздика» на Ленинском проспекте, «Цветы Болгарии» на улице Большие Каменщики, «Цветы России» на Люсиновской, не мог удовлетворить потребности населения в цветах. Хотя туда должна была поступать вся продукция подмосковных совхозов, государственная торговля не справлялась.

«Я на собственную свадьбу в «Польской гвоздике» покупал букет гвоздик, очередь была огромная, но ко мне отнеслись с пониманием, поэтому я простоял не так много: всего часа полтора до открытия магазина», — делится москвич на форуме воспоминаниями о весне 1986 года.

Поэтому дали возможность цветочникам торговать с грядок, с садовых участков. Так на рынках и появлялись огромные ряды. Главный «штаб» цветочников — Центральный рынок, а оттуда уже цветы развозили по районам. Нередко можно было, особенно перед праздниками, встретить торгующих цветами прямо на улицах, неподалеку от станций метро. При этом, кстати, цветы к 9 Мая или 7 ноября были едва ли не более востребованы, чем на 8 Марта, — все еще считалось, что настоящая советская женщина выше ожидания букета на праздник.

- И торговля была вполне доходной. Хотя вспомним, что еще только при Хрущеве, совсем недавно, тех, кто пытался продать что-то, выращенное на своем дачном участке, преследовали и судили. Это ужасно порицалось: «Он продает на рынке! Он частный собственник!»

Помню, у меня был сосед, который возил на рынок тюльпаны в чемодане, перекладывая каждый нераскрывшийся бутон листом бумаги. Не думаю, что доход был колоссальный, но человеку наверняка нравился сам процесс. И конечно, 8 Марта было главным днем в жизни цветочников! А вот к оформлению никаких требований не предъявляли: завернули и понесли, — добавил Васькин.

Характерно, что обязательным элементом праздника стал даже салат «мимоза» — такой же желтый и пушистый благодаря покрошенному сверху яичному крутому желтку и стружке сливочного масла. Этот же символ запечатлели на всех советских открытках, которые принято было отправлять к празднику.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27632 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Цветочный расчет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру