Первичный уровень здравоохранения ждет масштабная модернизация

В дополнение к национальному проекту «Здравоохранение» разрабатывается программа экстраординарных мер

13.09.2019 в 09:00, просмотров: 4088

20 августа Президент России провел совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. В докладе главы Минздрава Вероники Скворцовой был представлен пакет предложений по решению наиболее острых проблем «первички». По итогам совещания Президент направил поручения правительству и главам субъектов Федерации. Их реализация приведет к решительным переменам в самом массовом секторе российской медицины.

 Первичный уровень здравоохранения ждет масштабная модернизация

Лишь на первый взгляд первичная медпомощь – это просто начальный уровень медицины. На самом деле «первичка» – это медицина постоянного взаимодействия с пациентом. Именно на первичный уровень приходится 60% того вклада в укрепление здоровья человека, который вообще способна сделать современная медицина с ее самыми передовыми достижениями.

Поэтому первичному звену медицины постоянно уделяется большое внимание. Так, «первичке» посвящен особый федеральный проект в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Он, в частности, предусматривает достройку сети медучреждений первичного звена и развитие мобильных форм медпомощи и санавиации. Ожидается, что к 2025 году ежегодно проходить профилактические медицинские осмотры будут 90% граждан.

Отдельное внимание в нацпроекте уделяется подготовке медицинских кадров. При этом цели здесь поставлены сверхвысокие. Достаточно сказать, что в планах – полное решение многолетней проблемы дефицита кадров в первичном звене. На сегодняшний день в «первичке» работает 305 тысяч врачей, не хватает – еще более 25 тысяч. Поэтому отдельный федеральный проект содержит систему мер по расширению и модернизации системы профобразования.

Но мало подготовить необходимое число медицинских специалистов. Надо еще создать такие условия, при которых они придут в «первичку» и будут там работать многие годы. Прежде всего, это те условия, которые уже были прописаны в «майском» указе Президента 2012 года и в ведомственных документах Минздрава.

Судя по всему, темпы выполнения в регионах этих задач и рекомендаций поставили под вопрос достижение целей нацпроекта «Здравоохранение», в результате чего Минздрав запросил применение полномочий Президента. Причем речь идет как об «организационных» мерах, по дипломатичному выражению Вероники Скворцовой, так и о прямой и адресной помощи регионам.

Проблема здесь, прежде всего, в том, что уровень оплаты труда медработников в регионах не позволяет рассчитывать на привлечение в первичное звено достаточного числа специалистов.

Президентским Указом 2012 года были установлены нормативы, согласно которым с 2018 года средняя зарплата врачей в каждом субъекте РФ должна составлять не менее 200% от средней заработной платы по экономике региона, а среднего медперсонала – не менее 100%. Согласно данным Росстата за первое полугодие текущего года, подавляющее большинство регионов с этой задачей справляется.

Однако все выглядит хорошо, только пока речь идет о средней зарплате всех медработников в регионе. Этот средний показатель складывается как из зарплат врачей и администраторов крупных клиник, так и из зарплат врачей районных поликлиник и сельских амбулаторий. Сильный перекос в одну сторону вызывает проблемы на другой стороне. Особенно страдает при этом «первичка», где зарплаты, даже средние, часто оказываются совершенно несравнимыми с положенными 200% по региону.

Предложения Минздрава, по сути, направлены на то, чтобы ограничить возможности региональных администраций сэкономить на зарплатах медработников первичного звена и при этом вписаться в нормативы.

В частности, было предложено закрепить в структуре заработной платы долю окладов, то есть ее гарантированную часть, на уровне не ниже 55%. Как пояснила Вероника Скворцова, этот показатель был рекомендован всем регионам еще с 2015 года, но четыре региона до сих пор имеют долю оклада менее 30% и только десять – выше 50%.

Кроме того, было предложено особо закрепить минимальный уровень соотношения средних зарплат медработников именно первичного звена (при внутреннем совместительстве 1,2) к средней по региону: для врачей скорой помощи – не ниже 200%, для участковых, врачей общей практики и узких специалистов – не ниже 170%, для фельдшеров (выполняют ряд врачебных функций) – не ниже 120%, для медсестер – не ниже 70%.

В поручениях Президента, направленных правительству по итогам совещания, речь идет и о дополнительных выплатах медработникам, оказывающим первичную медицинскую помощь.

Минздрав также предложил сделать обязательным социальный пакет для медицинских работников первичного звена и скорой помощи. В особенности – обеспечение медиков служебным жильем и его передачу им в собственность через несколько лет работы. В докладе министра был отмечен как положительный пример Сахалинской области, так и тот факт, что в 2018 году шесть регионов вообще не предусмотрели никаких методов соцподдержки медиков.

Для выплат по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» Минздрав предложил ввести повышающий коэффициент для территорий Крайнего Севера, арктической зоны, а также для территорий с низкой транспортной доступностью.

Ряд предложений Минздрава касается системы профессиональной подготовки. В первичном звене особенно остро стоит проблема среднего медперсонала. Сейчас в системе работает более 545 тысяч человек со средним специальным медобразованием. Дефицит же составляет 130 тысяч, причём за четыре последних года он только обострился.

Дело в том, что с 1990 по 2012 год приём в средние специальные медицинские учреждения (находятся в ведении регионов) сократился в два раза. С тех пор прием увеличен на 41%, но подготовка специалистов все еще не дотягивает до уровня 1990 года на 16,5 тыс. выпускников ежегодно. Увеличение приема до уровня не ниже 1990 года позволит, по расчетам Минздрава, устранить дефицит по среднему медперсоналу к концу 2023 года.

***

Второй блок предложений Минздрава касается проблемы износа медицинской инфраструктуры в регионах, которую ведомство предлагает решить в течение ближайших лет.

По информации министра, сегодня обновления требуют еще 11% инфраструктуры. Это более 7 млн кв. м под капитальной ремонт и не менее 370 районных больниц и поликлиник – под снос и новое строительство. Кроме того, должно быть заменено 40% «тяжелого» медоборудования, выработавшего свой ресурс: цифровых рентгеновских аппаратов, флюорографов, маммографов, лабораторных комплексов и др.

Особая инициатива Минздрава – освободить медорганизации первичного звена от налогов на имущество организации и от земельного налога.

Для повышения транспортной доступности медучреждений Минздрав предложил доукомплектацию районных и участковых больниц санитарными машинами класса А, организацию «шаттлов» для доставки пациентов из удалённых районов и, по примеру Тульской области, обеспечение автотранспортом («Нивами») фельдшеров, работающих в сельской местности.

Все ФАПы, подключаемые уже с этого года к защищённой связи, по предложению Минздрава должны получить также цифровые отечественные электрокардиографы. Это позволит фельдшерам в сложных случаях передавать информацию по сети и получать квалифицированную консультацию в центральных районных больницах.

Для цифрового мониторинга артериального давления у пациентов с высоким риском гипертонических кризов предполагается приобрести отечественные электронные гаджеты. В 2020–2021 гг. – для 2,5 млн человек группы экстремально высокого риска, затем – для группы высокого риска, насчитывающей 8 млн человек.

На замену ненадежным региональным закупкам Минздрав предложил за счет федерального бюджета организовать обеспечение пациентов с высоким риском сосудистых осложнений лекарственными препаратами в амбулаторном звене. Это поможет избежать рецидивов болезни тем, кто перенес инсульты, инфаркты миокарда, острый коронарный синдром, операции на сосудах или на сердце.

Реализация всех этих планов позволит в короткое время во многом избавить российское здравоохранение от тех проблем, что уже давно стали казаться вечными.