Минобрнауки позволило студентам перейти на онлайн-обучение из-за коронавируса

Вузы свободного посещения

С 16 марта Минобрнауки объявило о том, что все желающие студенты могут не приходить в университеты, а обучаться на дому в режиме онлайн. Учащиеся, узнав об этом, ясное дело, возликовали. Но что касается вузов, то там к такому повороту событий оказались готовы далеко не все.

Вузы свободного посещения

Приказ министерства от 14 марта предписывает ректорам российских вузов «предусмотреть возможность предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе путем перевода их на обучению по индивидуальному учебному плану». Одновременно предлагается «использование образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». И все это поначалу породило в обществе слухи, включая самые нелепые.

Так, ряд СМИ сообщили, что Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова был внезапно закрыт на карантин, а его обитателей оттуда экстренно «выводят». В МГУ «МК» эту информацию оперативно опровергли. Однако главный вопрос — о том, как именно осуществлять переход на дистанционное обучение — например, закрывать ли альма-матер для студентов полностью или оставить посещаемость на усмотрение самих учащихся; а, главное, как организовывать учебный процесс по-новому, остался открытым. Министерство уточнять эти позиции не стало. В итоге каждый университет двинулся своим путем.

К примеру, лидеров отечественного высшего образования, как быстро убедился «МК», голыми руками не возьмешь, и ни коронавирусом, ни онлайном не запугаешь. Так, в МИСиС нам сообщили, что переводят студентов на индивидуальный график обучения, «дистанционно или очно – по выбору обучающихся. Нашим студентам будет предоставлена возможность самостоятельного обучения без посещения очных занятий, за исключением лабораторных работ и всех видов итоговой и промежуточной аттестации: зачетов, экзаменов, защиты курсовых и т. д. Для того чтобы перейти на дистанционный формат обучения, необходимо будет подать заявление в любой удобной форме – лично, по электронной почте или через куратора группы. Руководителям структурных подразделений и институтов МИСиС поручено проработать перевод студентов, изъявивших такое желание, на индивидуальный график обучения с использованием цифровых образовательных технологий, а также организовать доступ к необходимому образовательному контенту и контроль текущей успеваемости».

План перехода впечатляет. Но МИСиС — не просто хороший вуз, а один из лидеров по внедрению новых образовательных технологий и участник проекта «Современная цифровая образовательная среда в России», а, стало быть, обладает базой, необходимой для безболезненного перехода на онлайн-обучение. Однако такие возможности есть далеко не у всех: что уж говорить о вузах попроще, если даже на истфаке МГУ, как на условиях анонимности рассказали «МК» преподаватели, фактически нет компьютеров, используемых в образовательном процессе!

В других вузах также говорят о наличии «многих вопросов как технического, так и содержательного характера в связи с переходом значительной части студентов на онлайн-обучение. И в этой связи — о необходимости «срочного усиления технического блока вуза», хотя как и МИСиС, практически все опрошенные (РУДН, МГУ, МГРИ и т.д.), по крайней мере, на данный момент не планируют полного закрытия своих вузов для студентов, оставив за студентами окончательное решение о том, как учиться дальше — онлайн или офлайн. Лишь в РЭУ им. Плеханова решили по-другому: 16 марта приказом ректора там объявлено свободное посещение учебных занятий, а с 17 по 21 марта «временно вводится дистанционный режим обучения», - сообщается на сайте вуза.

Как будет организован учебный процесс в режиме онлайн, становится ясно на примере Московского геолого-разведочного институт:

- Мы и раньше практиковали дистанционное обучение студентов в достаточно больших объемах,- поделился с «МК» ректор МГРИ Вадим Косьянов.- Например, через свои личные кабинеты ребята получают задания, а затем выкладывают там отчеты об их выполнении. А преподаватели их проверяют. Кроме того, целый ряд учебных курсов у нас уже имеется в интернет-пространстве. Сейчас мы добавим к этому новые направления онлайн-работы с учащимися, а студентов переведем на индивидуальные планы обучения.

Главное при такой модели обучения, подчеркнул он, «чтобы студент всегда имел возможность связаться со своим педагогом, а тот не устранился от образовательного процесса. Поэтому с помощью гаджетов (электронная почта, вотсап, телефонная связь, скайп и т.д.) все наши преподаватели должны были установить личный контакт со студентами так, чтобы ни один из учащихся не выпал из процесса. За тех, кто по каким-то причинам не сможет этого сделать, такую связь установят их коллеги. Так мы обеспечим студентов консультациями профессорско-преподавательского состава, необходимыми при онлайн-работе над материалом. А преподаватели также, если нужно, в онлайн-режиме, будут отчитываться о ней перед руководством своих кафедр. На выходных мы уже опробовали эту модель и убедились, что она работает!

Ну а вузам, не готовым к наметившемуся развороту событий, обещает помочь Высшая школа экономики: «ВШЭ предлагает вузам, объявившим карантин, использовать платформу оnline.hse.ru для организации дистанционного обучения студентов,- сообщили «МК» в вузе. - На платформе размещено 72 курса ВШЭ. Главное отличие от глобальных платформ в том, что у вузов есть возможность видеть статистику по своим студентам в личном кабинете и понимать, кто на какой курс зачислен, сколько человек начали учиться, сколько и с каким результатом сдали тесты и так далее. На данный момент этим функционалом уже пользуется 31 вуз-партнер ВШЭ. В сложных условиях, которые возникли из-за коронавируса, ВШЭ чувствует свою социальную ответственность и предлагает вузам из всех регионов бесплатно воспользоваться уже отработанными технологиями для организации дистанционного обучения студентов. По запросу вузов на платформе будет создан личный кабинет, где они смогут настраивать сессии, чтобы определять скорость прохождения материала и даты тестирования, а также видеть всю статистику. Единственное, что вузам придется организовать своими силами — это проведение экзаменов или они могут использовать для контроля знаний результаты промежуточных тестов».

СПРАВКА «МК». Как явствует из недавно опубликованного отчета ЮНЕСКО, введение карантина по коронавирусу привело к резкому росту дистанционного обучения в мире. Так, решение о частичном или полном закрытии школ и вузов с заменой офлайн-занятий на дистанционные формы обучения на период активного распространения вируса, по последним данным, принято в 22 странах мира и коснулось без малого 300 млн учащихся. Физическое отсечение от учебных заведений до трети миллиарда обучающихся по всему миру проходит болезненно. Во всяком случае, по оценке гендиректора ЮНЕСКО Одри Азуле «масштабы и скорость распространения перебоев в образовательном процессе сегодня беспрецедентны и могут нарушить базовые права многих детей на получение образования».

Так, исключительно на онлайн-обучение студентов из-за эпидемии коронавируса уже полностью перешли некоторые американских университеты во главе с Вашингтонским, Стэнфордским и Сиэтлским. Те же меры вводят Колумбийский, Милуокский и Принстонский университеты, а также университет Райса. Как долго продлится онлайн-обучение пока не уточняется. Аналогичная ситуация сложилась и в Старом Свете. Так, в Баварии и Баден-Вюртемберге земельные министерства образования объявили государственные вузы на своей территории закрытыми, а Мюнхенский университет им. Людвига-Максимилиана предоставил преподавателям право решать, проводить сейчас экзамены или нет. Ну а правительство Италии распорядилось закрыть все школы и университеты.

МЕЖДУ ТЕМ

16 марта вице-премьер правительства и глава всероссийского штаба по борьбе с распространением коронавируса Татьяна Голикова объявила о предстоящей корректировке расписания досрочного этапа ЕГЭ-2020. Новое расписание будет объявлено в ближайшее время, пообещала замглавы правительства. При этом все изменения будут «без ущерба для сдающих»,- заверила она. (Напомним, что, как предполагалось ранее, досрочный период итоговой аттестации должен был пройти с 20 марта по 6 апреля).

Читайте материал: "Эксперты скептически оценили план Мишустина по спасению экономики от коронавируса"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28218 от 17 марта 2020

Заголовок в газете: Вузы свободного посещения

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру