Из-за коронавируса стали меньше убивать, но мафия ищет выгоду

Карантин способствовал снижению преступности в Латинской Америке, но Европа обеспокоена

Опасность, которую несет миру пандемия коронавируса, не укладывается в рамки одного только заболевания, уже унесшего десятки тысяч жизней. Есть опасность потерять работу и возможность заработать себе на хлеб насущный. И есть опасность, что планету может захлестнуть волна преступности. Но при этом наблюдается и интересный феномен: с уменьшением деловой активности и снижением количества людей на улицах полиции становится легче следить за порядком. И кое-где кривая преступности, как ни странно, даже пошла на убыль.

Карантин способствовал снижению преступности в Латинской Америке, но Европа обеспокоена
Гватемала

Пока в мире растет количество смертей из-за коронавируса, кое-где уменьшается число смертей из-за убийств. В Сальвадоре, например, как пишет The New York Times в период с февраля по март количество убийств сократилось почти вдвое. За последние недели в соседнем Гондурасе также произошел спад убийств, равно как и в Колумбии и в самом густонаселенном штате Мексики.

Введенные властями ограничения на передвижение, комендантский час и карантин не только помогают худо-бедно контролировать распространение вируса, но и в качестве побочного эффекта снизили преступность и насилие (по крайней мере, пока). Особенно эта тенденция заметна в Латинской Америке, регионе с самыми высокими показателями убийств в мире вне зон войны.

«Это уводит людей с улиц», – говорит о пандемии и усилиях правительств по борьбе с ней Алехандро Хоуп, аналитик по безопасности из Мексики.

По словам аналитиков, не только закрытие границ привело к уменьшению возможностей для совершения преступлений (таких, как вымогательство, грабежи и даже убийства), но вирус даже вывел из строя некоторых преступников, поскольку они тоже самоизолируются в своих домах, опасаясь инфекции. В некоторых местах преступные группировки даже предпринимали усилия по введению комендантского часа в тех районах, где они господствуют.

Сальвадор начал блокировку коронавируса раньше большинства своих соседей, закрыв в середине марта границы, школы и многие предприятия. Правительство приказало 22 марта всем сальвадорцам оставаться в карантине в своих домах. А пойманных на улице без соответствующих разрешений отправляли в карантинные центры.

Эти меры помогли снизить количество убийств в последние недели. В марте было зарегистрировано всего 65 убийств (в среднем около двух в день) по сравнению со 114 (или почти четыре в день) в феврале.

Сальвадорское правительство в основном связывает такое снижение со своей стратегией безопасности, которую оно начало реализовывать в июне 2019 года. Но эксперты говорят, что большую роль сыграли именно жесткие меры, направленные на то, чтобы заставить людей оставаться дома.

В Гондурасе, где правительство строго ограничило передвижение и ввело комендантский час, магазины теперь закрыты, улицы пустуют, а полиция задерживает людей, нарушающих режим изоляции. Полиция сообщила, что в период с 30 марта по 3 апреля более 2000 человек были задержаны за нарушение правительственных распоряжений.

В Аргентины с середины марта, когда жителей попросили сидеть дома, число грабежей в столице сократилось почти на 90 процентов.

«На улицах меньше людей и денег, - поясняет Сабина Фредерик, министр безопасности Аргентины. – Строгий контроль со стороны полиции препятствует любым видам незаконной деятельности».

Директор Бразильского форума общественной безопасности Ренато Сержио де Лима заявляет, что грабежи и другие формы повседневной преступности сократились в нескольких штатах страны.

В Колумбии количество сообщений о многих видах преступлений резко упало после решения президента объявить общенациональный карантин. В период с 20 по 25 марта в стране было зарегистрировано 91 убийство по сравнению с 206 убийствами за тот же период годом ранее. 

Впрочем, такая «благостная» статистика отнюдь не означает, что насилие в стране прекратилось: в сельской местности война продолжается. В Колумбии действует множество вооруженных групп, многие из которых занимаются производством и оборотом наркотиков. Некоторые из них считают закрытие предприятий и границ угрозой для своих потоков доходов.

Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал вооруженные группы объявить о прекращении огня в условиях пандемийного кризиса. В конце марта повстанческая группировка «Национально-освободительная армия» объявила о прекращении огня сроком на один месяц – пока Колумбия борется с вирусом. Но многие другие группировки не последовали этому примеру.

Как пишет The New York Times, в Венесуэле введенный карантин привел к сокращению количества убийств и других насильственных преступлений, но при этом сопровождался ростом числа внесудебных убийств со стороны правительственных сил безопасности, утверждает Роберто Бричено Леон, глава «Венесуэльской обсерватории по борьбе с насилием».

Преимущества карантина в борьбе с преступностью еле-еле становятся заметны в Мексике, стране с очень сложным криминальным ландшафтом. В марте правительство зарегистрировало 2585 убийств – и это один из самых высоких ежемесячных показателей. Однако администрация мексиканского президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора также действовала медленнее, чем многие другие страны региона, чтобы ввести меры по борьбе с распространением вируса. Его правительство лишь в конце марта издало распоряжение оставаться в изоляции, сделав карантин добровольным.

Тем не менее, есть свидетельства того, что меры начали препятствовать и мексиканской преступности.

Марибель Сервантес Герреро, секретарь общественной безопасности в штате Мехико (крупнейшем в стране), утверждает, что с тех пор, как правительство начало свою кампанию «оставайся дома», власти стали свидетелями снижения большинства преступлений, включая убийства, которые снизились до 42 (по сравнению с 74 неделей ранее): «Это просто потому, что в этом густонаселенном районе сейчас гораздо меньше людей».

Аналитики считают, что по мере обострения пандемии в Мексике и увеличения числа людей, серьезно относящихся к самоизоляции, преступность, скорее всего, снизится, как и в других странах.

Но чем дольше будут действовать ограничительные меры, считают аналитики, тем больше вероятность того, что некоторые преступления могут начать восстанавливаться.

Эдуардо Герреро, аналитик по безопасности в Мехико, предсказал, что, если ограничительные меры будут продолжаться и после апреля, такие преступления, как мародерство, могут возрасти, особенно в районах с высоким уровнем бедности, где местные чиновники не могут осуществлять социальные программы для ослабить экономические последствия пандемии.

В Бразилии, где закрытые границы прервали цепочку поставок наркоторговцев, в некоторых районах уже наблюдалось увеличение числа грабежей банкоматов и инкассаторских броневиков. «Наркоторговцы концентрируют свои усилия на крупных грабежах, чтобы они могли зарабатывать деньги, несмотря на последствия социальной изоляции», - говорит Ренато Сержио де Лима из Бразильского форума общественной безопасности.

И еще – представители власти по всей Латинской Америке и во всем мире обеспокоены ростом случаев насилия в семье по мере сохранения запретов.

В Аргентине правительство призывает женщин, которые подвергаются домашнему насилию, спрашивать в аптеке «красную маску» (закодированное сообщение, предназначенное для того, чтобы сообщить властям о насилии).

В Бразилии число сообщений о бытовом насилии увеличились на 9% в течение первых нескольких недель мер по самоизоляции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чиновники заявили, что рассматривают возможность укрытия некоторых жертв домашнего насилия в отелях, пока действуют меры по борьбе с коронавирусом.

А в Старом свете коронавирусная пандемия тоже накладывает отпечаток на криминальный ландшафт. В Италии особенно опасаются усиления мафиозных структур.

Пока власти Италии изо всех сил пытаются вывести национальную экономику из-под удара вызванного коронавирусом кризиса, мафия получает поддержку на местах, раздавая бесплатную еду бедным семьям, сидящим в карантине без работы и денег.

В последние недели появились видеосюжеты об известных мафиозных бандах, доставляющих товары первой необходимости итальянцам, сильно пострадавшим от чрезвычайной ситуации с коронавирусом, в самых бедных южных регионах Кампании, Калабрии, Сицилии и Апулии.

«Более месяца магазины, кафе, рестораны и пабы были закрыты», - рассказывает изданию The Guardian Никола Граттери, следователь по борьбе с оргпреступностью и глава прокуратуры в Катандзаро. Миллионы людей были заняты в «серой экономике», теперь они больше месяца не получали никакого дохода и не знают, когда смогут вернуться на работу.

С юга Италии поступали сообщения о том, что на владельцев небольших магазинов оказывалось давление, чтобы они раздавали продукты питания бесплатно, в то время как в некоторых районах полиции приходится патрулировать супермаркеты, чтобы остановить кражи. Как пишет The Guardian, виде с людьми на Сицилии, протестующими против зашедшего в тупик правительства, становятся вирусными и подливают масла в огонь кризиса – мафия более чем готова разжечь этот пожар.

Итальянский министр внутренних дел Лучиана Ламоргезе заявила, что «мафия может воспользоваться растущей бедностью, рекрутируя людей в свою организацию».

В последние дни полиция в Неаполе усилила свое присутствие в самых бедных кварталах города, где люди, связанные с каморрой, неаполитанской мафией, организовали доставку продовольственных посылок на дом. Уже начато расследование в отношении группы людей, которые были допрошены при раздаче еды местным жителям.

В Палермо, по данным издания La Repubblica, брат босса «Коза Ностра» якобы раздавал еду бедным в районе Дзен, районе, где уже давно действует мафия. Когда появилась новость об этом, тот защищался в соцсети, утверждая, что занимается только благотворительностью.

«Мафия - это не просто преступная организация», - утверждает Федерико Варезе, профессор криминологии в Оксфордском университете. «Это организации, которые стремятся управлять территориями и рынками. Комментаторы часто сосредотачиваются на финансовых аспектах мафии, но они склонны забывать, что их сила в том, что у них есть местная база для работы».

Вопрос о раздаче продовольственных посылок - такая же старая тактика, как сама мафия, когда на юге Италии боссы обычно представляли себя людям в качестве благотворителей и местных посредников, изначально не требуя ничего взамен.

«Мафиозные боссы считают свои города своей вотчиной», - говорит Граттери. «Начальники прекрасно знают, что для управления им нужно заботиться о людях на их территории. И они делают это, используя ситуацию в своих интересах. В глазах людей босс, который стучит в дверь и предлагает бесплатную еду, - герой. И босс знает, что тогда он может рассчитывать на поддержку этих семей в случае необходимости, когда, например, мафия спонсирует политика на выборах, который будет продвигать их преступные интересы ».

«Подумайте, что случилось с мексиканским наркобароном Эль Чапо, - рассказывает Граттери. «Он торговал тоннами кокаина и заказал убийство сотен людей, но в своем родном городе он был известен своей благотворительностью, потому что люди говорили, что он раздавал лекарства семьям или строил дороги. То же самое происходит и здесь».

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру