Местные власти впервые получают право устанавливать не только сроки проведения выпускных экзаменов для девятиклассников (ОГЭ), но и уровень отсечения неудовлетворительных оценок.
А все одиннадцатиклассники, прорвавшиеся в финал Всероссийской олимпиады школьников, без дальнейших состязаний объявляются призерами.
Начало кампании ЕГЭ-2020 пока остается прежним — 8 июня. Принимать финальное решение о начале ЕГЭ власти будут, исходя из текущей эпидемиологической обстановки - пока даже ученые не берутся предсказать ее развитие не то что в России - в мире.
А вот в ситуации со сдачей ОГЭ-9 появились серьезные подвижки.
Решать в этом году, как проводить выпускные для девятиклассников, будут главным образом местные власти. Подготовленными централизованно останутся только задания, да и то для каждой территории они будут свои, т.к. сдавать ОГЭ-9 будут в разное время, в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации на местах, а выкладывания в сети материалов экзаменов теми, кто получил их раньше, никто не отменял.
При этом регионам разрешили устанавливать не только даты экзаменов (правда, в четко очерченном временном промежутке с 8 июня по 31 июля), но впервые — собственные минимальные границы, отделяющие «двойку» от «тройки» «в зависимости от уровня оценок на местах». И этот уровень — также впервые! - разрешено сделать ниже рекомендованного федеральными властями.
В текущем учебном году отменяются всероссийские проверочные работы во всех классах, включая 11-е. Точнее, не отменяются, а переносятся на начало следующего учебного года. При этом оценки за эти работы проставляться не будут — власти, как уверяют в Минпросвещения, намерены лишь с помощью ВПР «провести диагностику уровня знаний школьников и выявить в них пробелы».
Есть чему порадоваться и финалистам Всероссийской олимпиады школьников. Заключительный этап в этом году отменяется. Но все прорвавшиеся в финал одиннадцатиклассники автоматически признаются призерами и получают соответствующие сертификаты (с ними можно поступить в любой вуз страны без экзаменов и сдачи ЕГЭ). Получают бонус и финалисты других годов обучения: они сохраняют статус финалистов и выходят в заключительный этап будущего года автоматически, без прохождения школьного и регионального уровней.
Отмена ВПР и уровня «двоек» ОГЭ-9, без сомнения, свидетельствуют о признании экстренно введенного онлайн-обучения недостаточно качественным не только обществом, но и властями. Вылезли и технические проблемы. Впрочем, ситуация не сильно отличается и в других странах - всем педагогам пришлось работать в условиях форс-мажора и осваивать новые технологии.
По данным исследований Института образования Высшей школы экономики, после переходана дистанционку доля учителей, использующих онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%. Но столь резкий прирост, помимо позитива, принес и негатив: уж слишком велик оказался поток участников без твердых навыков этой работы. В зоне риска, по словам авторов исследования, «оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи».