Выброшенные в урны одноразовые маски и перчатки разносят заразу

Проблемой их утилизации никто толком не озаботился

Свершилось: после того как ношение защитных масок и перчаток в общественных местах стало обязательным, этими аксессуарами обзавелись практически все, кто вообще в эпоху коронавируса выходит из дома. В связи с этим возникает море вопросов. Как носят? Какие предпочитают — одноразовые или многоразовые, цвет, размер? Наконец — что очень немаловажно — как утилизируют? Ведь медицинские защитные средства всегда считались отдельной категорий отходов, причем особо опасной (группа В). Чтобы это выяснить, корреспондент «МК» надел обычную многоразовую трикотажную маску производства чулочно-носочного завода-гиганта — и отправился по общественным местам.

Проблемой их утилизации никто толком не озаботился

Есть люди в масках, есть люди без. На улице, в смысле. Вот идет пожилая женщина с продуктовыми сумками из магазина: весь низ лица, как и положено, прикрыт белой медицинской маской. Вот за ней (но не вместе с ней) идет мужчина лет пятидесяти — этот без каких-либо масок или перчаток, просто так. За ними (все это на благородном расстоянии, побольше полутора метров уж точно!) — студенческая парочка, держась за руки. На ней тканевая маска с принтами в стиле аниме, на нем просто черная. Перчаток ни на ком нет.

А вот продуктовый «кластер»: один супермаркет побольше и «для народа», а рядом поменьше и «для сознательных и здоровых». Подход тоже разный, соответственно аудитории. У входа в тот, что поменьше, стоит сотрудница в полном «снаряжении» и натурально не пускает тех, на ком нет маски. А также требует подождать, если в магазине больше семи-восьми человек. В большом и «народном» магазине все проще: заходи себе, выбирай. Никто на маски и перчатки особенно не смотрит. А социальная дистанция — предмет заботы самих «дистанцируемых». «Молодой человек, отойдите вон туда!» — почти рыком рычит миниатюрная девушка на мужчину примерно вдвое больше себя, поспешившего положить свои продукты на ленту сразу после нее.

— Маски носят почти все, — рассказывает Валентина, кассир. — Перчатки где-то половина покупателей. Другое дело, что у многих маска есть, но спущена на подбородок. Да мне бы и самой так хотелось, я ношу очки, и в маске сидеть целую смену — это ужасно. Стекла постоянно запотевают, душно. Скорее бы это все кончилось!

Пропаганда и очевидная серьезность эпидемии (а также обещанные штрафы) все-таки подействовали: маски вошли в нашу жизнь. «Ношу в магазины, — подтверждает 38-летняя Мария. — Никуда не выбрасываю, потому что денег на регулярную смену этого счастья мне что-то не выделяют».

Впрочем, тщательно к защите подходит, пожалуй, меньшинство москвичей. Куда чаще подходят избирательно. «В магазине и в лифте — ношу респиратор, щиток и перчатки, — говорит 50-летняя Елена. — На улице и в машине все снимаю, руки и перчатки иногда обрабатываю санитайзером». Мотивация — не только и не столько комфорт, но прежде всего бережливость.

— Перчатки, честно говоря, жалко тратить, поэтому надеваю по обстоятельствам, — рассказывает 42-летняя Алина. — В магазин обычно да. А маски уже давно сшили многоразовые, так что чего бы и не носить. На улице, конечно, нет. Если перчаток нет, то всегда есть санитайзер, так что не проблема.

Москвичи научились стирать и гладить одноразовые маски и перчатки. «То и другое многоразовое текстильное — домой прихожу и тут же стираю с мылом», — рассказывает 35-летняя Мария. «Навыбрасывала нитриловых перчаток штук 20, теперь жалею — вздорожали, — говорит 44-летняя Вера. — Будем мыть и сушить». «Маска многоразовая, обрабатываю ее паром из утюга, — делится опытом 52-летняя Анна. — Перчатки раньше выбрасывала, теперь аккуратно снимаю, мою и сушу».

Но это — люди, уверенные в том, что защита маской и перчатками необходима. А есть и множество тех, кто в этом не убежден. Или просто пренебрегает масочным режимом — совсем как старые водители, которые не признавали ремней безопасности и накидывали их «от гаишников», для декорации. Если зайти в любой большой супермаркет невысокого класса, то можно увидеть десятки таких людей: они надевают маску «без носа» (то есть только на рот), либо вообще держат под подбородком, либо наденут на минуту на входе (все-таки охранники в некоторых сетях действительно «гоняют» безмасочных) и почти сразу снимают.

— Перчатки рабочие, трикотажные использую, — рассказывает 39-летняя Наталья. — Маску надеваю в магазине для виду, но при первой возможности стягиваю: очки потеют и нос чешется.

Если же спросить людей, как они избавляются от использованных масок и перчаток, то можно получить один из двух ответов. Либо «выбрасываю в обычный мусорный бак/ведро», либо «не выбрасываю, потому что маски и перчатки использую неоднократно». Парадокс в том, что по правилам и даже по букве закона вариант номер 1 — это серьезное нарушение: медицинские отходы (в том числе отработанные средства индивидуальной защиты) должны утилизироваться по особому каналу, не соприкасаясь с обычным бытовым мусором.

— В любом медучреждении есть два канала отходов: отходы класса А, которые можно утилизировать как обычный бытовой мусор, и отходы класса Б, более опасные, — рассказала «МК» Елена, административный сотрудник московской районной поликлиники. — К классу Б как раз и относятся в том числе использованные врачами маски и перчатки. Такие отходы требуется отправлять по отдельному договору на утилизацию путем сжигания. Есть, правда, возможное исключение: их можно присоединять к обычному мусору класса А, если перед этим обеззаразить, то есть подержать под кварцем. Такие требования СанПиНов. Обычным гражданам можно посоветовать кварцевать использованные перчатки и маски «оптом», если есть дома кварцевая лампа, а если нет — накапливать и потом, когда все закончится, отнести для утилизации в поликлинику.

Пока же выброшенные после посещения магазинов маски и перчатки бодро перекатывает холодный майский ветер — их можно увидеть на всех тротуарах, особенно около супермаркетов. Проблема правильной утилизации многочисленных средств индивидуальной защиты, похоже, даже и не поставлена толком. Впрочем, скоро запасы одноразовых масок, купленных «за недорого», кончатся — и, видимо, вновь наступит чистота и тишина. Одно радует: стирать одноразовые перчатки наши люди быстро научились — как полиэтиленовые пакеты в советские времена. Народная мудрость — она такая, не пропьешь.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28263 от 18 мая 2020

Заголовок в газете: Маски и москвичи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру