На философском факультете МГУ намерены освоить неожиданный предмет

Заменят ли компьютерные игры лекции

В студенческой среде ходят слухи, что с нового учебного года вместо лекций в МГУ будут компьютерные игры. А пионером такой подмены выступил философский факультет, уже якобы создавший виртуального Платона, который будет принимать экзамен в режиме диалога со студентом…

Правда это или фантазии, порожденные длительной дистанционкой, «МК» выяснял на самом факультете.

Заменят ли компьютерные игры лекции

Рассказать о новшестве согласился старший научный сотрудник философского факультета МГУ, заместитель заведующего кафедрой философии языка и коммуникации Александр Сегал.

- Играть на лекциях никто не собирается: таких игр пока просто не существует. Наша задача как раз в том, чтобы их создать.

- Еще недавно мы называли онлайн-игры злом, предостерегая молодежь от игровой зависимости. А теперь переводим в формат игры высшее образование?!

- Есть довольно известная фраза: нож в руках преступника отнимает жизнь, а в руках хирурга – спасает. Вот так и игра: она может отуплять, а может обучать и воспитывать. Игра – один из основных путей формирования интеллекта. Играя, человек познает действительность. Или наоборот – уходит от нее в мир грёз. И наша задача – посодействовать тому, чтобы молодые люди выбирали первый путь.

В нашей истории и культуре – огромное количество великолепных сюжетов, на которые могут быть созданы захватывающие игры: Афанасий Никитин и «хождение за три моря», Иван IV и опричнина, Петр I и Северные войны, экспедиции Беринга, Пржевальского, Миклухо-Маклая, открытие Антарктиды, Наполеоновские войны…

Игры – это всегда история, рассказ, это язык, это причинно-следственные связи и логика. И всё это, так или иначе, входит в сферу исследований философских дисциплин. Так почему бы не использовать результаты наших научных разработок для формирования логического мышления, реальных представлений об истории, материальной и духовной культуре, точных науках?

- Говорят, что даже ваш декан будет в жюри конкурса разработчиков игр…

- Наш декан, профессор Владимир Миронов, уже довольно давно высказывал мысль о создании курса истории философии в игровой форме. Согласитесь, «диалоги» Платона будут гораздо интереснее и доходчивее, если в них участвуете вы и Платон. Поговорил с ним правильно, показал знания – переходишь к Аристотелю, потом дальше… То же самое можно проделать и в курсе социальной философии, конструируя те или иные модели будущих обществ.

Философия и академическая среда в целом входит в контакт с индустрией, которая в России имеет оборот 2 млрд, а в мире 140 млрд долларов. И философия первой увидела, что игры – это новый принципиально важный культурный инструмент, медиатор и зеркало современности. Это форма моделирования будущего и форма обучения стратегиям.

- Но почему разработчики решили растить новые российские кадры не среди технарей, а среди философов?

- Не среди философов, а с участием философов. Философия – это концентрированное выражение культуры, это логика, это методика производства знания. Игра требует серьезной экспертизы в первую очередь культурологической, концептуальной. И кому как не философам этим заниматься? 

- А ваши студенты-то понимают, что речь о перспективной специальности, а не об «играх вместо лекций»?

- Студенты говорят, что «это круто». И да, перспективы игрового сегмента интеллектуального производства понимают и студенты, и преподаватели, и научные сотрудники. И российской академической среде вместе с разработчиками и индустрией игр по плечу решить общие задачи, сделать так, чтобы русские образовательные, познавательные, развивающие и развлекательные игры уверенно вошли в топ-10 в мире уже через три года.