Первой обществу явилась информация о том, как ЕГЭ по химии сдавала учительница этого предмета из школы №32 города Красноярска Ольга Юмашева. Это сообщение вызвало у читателей шок. Причем дважды. Первый раз — когда выяснилось, что из-за суперсложности вопросов предметница-химичка толком не осилила даже самой легкой, первой части заданий по предмету, который она преподает детям. Второй — когда появился другой вариант того же интервью Юмашевой — с уверениями, что она решила все задания, и большинство из них, по ее оценке, по силам любому не слишком ленивому выпускнику.
Впрочем, сравните сами и почувствуйте, что называется, разницу:
Вариант 1. «Бедные дети! Есть задания, которые я вообще впервые видела. Я по логике вещей что-то написала, но не знаю, насколько это правильно! Первую часть написала неплохо, но вторая часть — очень подковыристая, много подводных камней», — сказала педагог. А заодно «призналась, что отведенного времени еле хватило на выполнение всех заданий, но до конца их проверить ей не удалось».
Вариант 2. «Задания у меня никаких сложностей не вызвали, первая часть очень легкая и понятная, а вот над второй уже надо хорошо подумать. Чтобы написать ЕГЭ на высокие баллы, достаточно обладать школьными знаниями по предмету, но не поверхностными, а глубокими.
Нужно регулярно повторять пройденный материал, решать задачи. Времени мне хватило на выполнение всей работы, однако сидела я до самого конца, перепроверяла уже решенные задания. Думаю, что получу за свою работу не менее 85 баллов. Но баллы для меня не главное. Теперь будет гораздо проще поддерживать своих учеников. Тем более, все они уже знают, что я написала ЕГЭ по химии. Кстати, ребята мой поступок восприняли с большим воодушевлением и всячески меня поддерживали».
Тем временем в соцсетях появилось сразу несколько конкурирующих петиций с требованием признать недействительными результаты ЕГЭ по химии в силу невиданной доселе сложности их заданий. И, хотя все петиции разные, суть их едина.
Автор одной, к примеру, требует отменить результаты экзамена, поскольку «сегодняшние работы не соответствовали уровню заданий с ФИПИ, демоверсий и досрочных вариантов. Ученики готовились весь год к тому, что выложил ФИПИ на официальном сайте, а попалось другое». Другой уверяет, что «задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать, и не только понаслышке, учебники высшей школы. Так что утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника – лицемерие». Третий убежден, что «задания были в три-четыре раза сложнее, чем можно было проработать на сайтах».
Попутно составители заданий получили обвинение в том, что «видимо, в ход пошли задания, подготовленные еще до пандемии, никаких корректировок не было проведено» (хотя, с самого начала говорилось, что никакой корректировки заданий, равно как и понижения проходных баллов в вузы, не будет). И все это — ради того, чтобы отменить результаты ЕГЭ по химии и провести новый экзамен. Гораздо более легкий.
Увы, достичь этой цели похоже, не удастся. В Минпросвещения заявили, что подобные выступления «заинтересованных лиц» происходят ежегодно и не являются основанием для пересмотра итогов единых госэкзаменов. Короче, пересдачи не будет.