Антивирусный рейс

Общественный транспорт против COVID

Если хотя бы год назад какой-то деятель предрек бы, что переполненный автобус станет без всяких преувеличений смертельно опасным местом, его как минимум высмеяли бы на каждом углу в соцсетях. А он сам навсегда получил бы клеймо «городского сумасшедшего». Однако в 2020 году мир познакомился с COVID-19, после которого подобные пророчества перестали вызывать улыбку даже у ковид-диссидентов, профессионально не доверяющих официальной информации. Теперь даже малолетний ребенок в курсе, что в общественном транспорте можно легко подцепить какую-нибудь заразу: если не коронавирус, то пренеприятнейшее ОРВИ или еще чего похлеще — никто же не знает, какой болезнетворный микроорганизм следующим научится жить в человеческом организме.

Общественный транспорт против COVID
Переполненный автобус в Рязани. Фото: Социальные сети

Китайцы на практике вычислили, что больной — носитель COVID-19, даже временно не подозревающий о своих проблемах со здоровьем, за одну поездку на общественном транспорте в состоянии заразить семерых и более окружающих его пассажиров. Даже тех, кто находится от него на дистанции 4,5 метра — причем не приближаясь к ним и никак не взаимодействуя с окружающими.

В России математическая модель, созданная доцентом кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Еленой Скородумовой, показала, что вероятность попасть в «зону поражения» больного коронавирусом в автобусе составляет 69,7%.

Заметим, что и без этих исследований жители больших городов, имеющих в своем распоряжении личный автотранспорт, теперь стараются пользоваться им, а не потенциально опасным общественным, несмотря даже на то, что коронавирус на большей части нашей страны «отменили» и местные власти разрешили гражданам беспрепятственно перемещаться без масок.

Столпотворение на остановках в Тюмени во время пандемии Фото: URA.RU

К сожалению, большинство же граждан нашей страны пересесть с автобуса в машину не в состоянии, поскольку личной легковушки у них нет. И не предвидится по причине ухудшившегося из-за самоизоляционных ограничений состояния экономики.

С другой стороны, никто не отменял вероятности второй волны уже вроде как схлынувшего из российских городов и весей COVID-19. Академические и практикующие эпидемиологи чуть ли не хором утверждают, что по закону «болезненного» жанра COVID-19, как и любая другая вирусная инфекция, однажды попавшая в человеческую популяцию, будет еще не раз приходить к нам новыми «волнами» — как это десятилетиями делает привычный сезонный грипп. Вот и будущей осенью специалисты ожидают повсеместного нового подъема заболеваемости коронавирусом. Да, люди стараются в меру своих сил избегать опасностей езды на общественном транспорте, чтобы снизить вероятность возможного заражения. Но что делать, если кроме как на рейсовом автобусе или маршрутке (по сути — точно таком же автобусе!) ни на работу не попадешь, ни ребенка в школу или детский сад не доставишь, ни до магазина не доберешься. Потому что основной костяк общественных перевозок осуществляется именно автобусами. Причем в массе своей — уже очень пожилыми и изношенными. Это столица может позволить себе закупать сотни электробусов для общественного транспорта, а провинция хронически «донашивает» старенькие «басы». Так, по состоянию на 1 января 2020 года, в России насчитывалось 409 900 автобусов. Средний возраст их парка составлял 16,5 года, причем 45,8% всех автобусов в стране пребывают в возрасте старше 15 лет.

Машины столь почтенного модельного года выпуска в принципе не могут похвастаться приличной вентиляцией салона, приемлемой для коронавирусных реалий. Кроме того, старые машины регулярно выходят из строя просто уже в силу своего возраста. В ремонтах постоянно находится приличная доля формально имеющегося на балансе предприятий подвижного состава. Кроме того, владельцы автопредприятий, особенно после вызванных пандемией «короны» финансовых потерь, вынуждены минимизировать затраты и стараются обслуживать тот же пассажиропоток меньшим количеством машин. По этой причине число автобусов на линиях искусственно сокращается. Пассажиров вынуждают набиваться в салоны автобусов, словно сельди в бочку. О какой социальной дистанции тут можно вообще говорить?! Окажись тот заболевший, который в китайском исследовании заразил COVIDом соседей по салону (находясь на расстоянии 4,5 метра от них!), в каком-нибудь типичном воронежском автобусе, после такой поездки инфицированными оказались бы не 7 человек, а 177 бедолаг, вынужденных пользоваться существующим общественным транспортом в текущих экономических условиях. Если добавить к этой картине такую неотъемлемую деталь нашей реальной повседневной жизни, как отсутствие масок у многих пассажиров, то картина становится совсем «веселой». Если с началом осени в регионах Россииначнутся «вторые волны» COVID-19 (а они, как мы выяснили, так же неотвратимы, как приход гриппа), пандемия неизбежно вновь начнет собирать свой печальный «урожай». И ее уже не сможет остановить никакая естественная причина вроде летнего прихода солнца и тепла, загасившего «первую волну» в конце мая — начале июня.

Устаревший автопарк в Краснодаре Фото: 24Krasnodar.ru

Свободный коечный фонд, запас лекарств, мобилизация врачей, карантин, катастрофически подкашивающий экономику произвольно взятого региона, не успевшую еще оправиться от весеннего этапа борьбы с пандемией, — это, конечно, замечательные и, в какой-то мере, даже проверенные меры. Но это — меры борьбы именно с последствиями, а не причиной инфицирования сотен тысяч жителей. Гораздо правильней (и дешевле для всех!) было бы заранее обратить внимание на старый и недостаточный по численности автобусный парк того или иного субъекта Федерации. Который, с большой долей вероятности, при любой пандемии становится самым настоящим ее инкубатором. Ведь можно же каким-то образом изыскать средства и сработать на опережение, закупив в достаточном количестве новые автобусы современных моделей — обладающих просторным салоном, качественной вентиляцией и не требующих постоянного ремонта. Это, разумеется, не дешевое мероприятие, подразумевающее серьезную работу местных чиновников и транспортных предприятий и поддержку со стороны государственных органов. Но, в любом случае, оно не дороже сотен и тысяч человеческих жизней, которые таким образом можно сохранить!