Названы три главных трудности нового учебного года

Дети цифровые, учителя аналоговые

Новый учебный год начался в очном режиме, и уже первая его неделя показала, что школа уже никогда не станет прежней. Несколько месяцев «дистанта» не прошли бесследно ни для школьников, ни для учителей и родителей. Специалисты советуют родителям и педагогам не торопиться с  некоторыми привычными требованиями, а дать друг другу время спокойно адаптироваться к новым (то есть подзабытым старым) условиям обучения. 

Дети цифровые, учителя аналоговые

Вот что, по мнению специалистов, сразу сделать в новом учебном году точно не удастся:

Отвлечь ученика от гаджета. Убедить ребенка хотя бы иногда откладывать в сторону гаджет после дистанционки стало намного сложнее, так как ученики больше не воспринимают его как «посторонний отвлекающий предмет». 

- Обучение в дистанционном формате велось при помощи компьютеров и гаджетов, что привело к совмещению образовательной и игровой среды, - напоминает заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, вице-президент Российского психологического общества Александр Веракса. - И теперь и родителям, и педагогам гораздо сложнее препятствовать использованию гаджетов во время выполнения школьных заданий. А в очном режиме дети стали больше использовать их для игры, что негативно сказывается на процессе саморегуляции. Мне кажется, это одна из проблем, с которой мы ещё столкнёмся в этом году.

Психологи единодушны во мнении, что цифровая реальность для сегодняшних школьников - самая реальная реальность.

Современные дети из цифрового поколения, а их педагоги и родители - из аналогового, - констатирует доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Долгих. 

На дистанционке большинство учеников были в своей тарелке, а основная масса учителей - нет, это признают сами педагоги. Как и то, что порой умение школьника совместить в одном гаджете и образовательные нужды, и игру, и общение со сверстниками, и звонок родителям поистине восхищает. Но, конечно, плохо, если ребенок все время в обнимку со смартфоном. Психологи советуют родителям и педагогам начать с себя — проверить, а как много они проводят времени с гаджетом в руках? Какая модель у ребенка перед глазами? А потом начать всем вместе постепенно заново привыкать к нормальному, а не виртуальному общению друг с другом и с учебным материалом.

Ограничить бурное общение. Цифровизация, столь близкая сегодняшнему школьнику, тем не менее, по мнению специалистов, повредила коммуникации — и этот пробел необходимо восполнить. Проще говоря, дети всех школьных возрастов соскучились по общению со сверстниками, как по активному, так и по эмоциональному, и им надо дать им насладиться. Старшим следует смириться с тем, что первый учебный месяц пройдет под знаком бурного общения, и это только к лучшему. 

- Совместная активность и обмен эмоциями  -  очень важные моменты для развития что младшеклассника, что подростка, - уверена директор Института психолого-социального развития, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии ПМГМУ им. Сеченова Мария Киселева. - Дистант принес дефицит такого общения, сейчас дети его заполняют и мешать им не надо. Нужно дать им время вдоволь насладиться общением. 

Специалисты полагают, что встревожиться родителям следует не в случае слишком активного общения ребенка со сверстниками, а наоборот — если у чада нет друзей.

- Взрослые должны задать себе вопрос: почему так получилось? Изменился ли за это время сам ребенок или коллектив, в который он входит? - объясняет сотрудница кафедры педагогики и медицинской психологии ПМГМУ им. Сеченова Дарья Довбыш. - Родителям следует спросить себя: а у нас самих есть друзья? Есть ли у нашего ребенка перед глазами пример дружбы?

Победить прокрастинацию. Для успешного обучения важны мотивация, умение ставить цели и достигать их и грамотный тайм-менеджмент. При смене режима обучения с дистанционного на очный сразу все это не восстанавливается, нужно время. А на переходном этапе возможна прокрастинация, которую легко перепутать с ленью. Но на самом деле это замаскированная тревога от страха неудачи.

- Лень - это нехватка трудолюбия, - поясняет сотрудница кафедры педагогики и медицинской психологии ПМГМУ им. Сеченова Маргарита Асланова. - Лентяй ничего не делает и не жалеет об этом. Когда мы истощаемся, мы ленимся - это защитная реакция организма. А прокрастинация - это много мелких занятий, никак не связанных с выполнением поставленной задачи, которое постоянно откладывается «на завтра». Иными словами, пустая суета. Прокрастинирующий ребенок все время чем-то занят и встревожен, мучается от того, что никак не может перейти к основной задаче. 

Причиной прокрастинации ребенка могут стать завышенные ожидания его родителей.

- Главный совет родителям - отнестись трезво к своему ребенку, к его педагогам, а также к себе, - рекомендует Мария Киселева. - Если ребенок чувствует свое несоответствие завышенным ожиданиям, это намного хуже, чем плохая оценка. Страх неудачи может быть так силен, что ребенок боится даже сесть за домашнее задание, так как знает, что любая его ошибка повлечет за собой недовольство со стороны взрослых. 

Также прокрастинизация может выражаться в нежелании идти в школу, мнимых болезнях и расстройствах настроения. А победить ее можно только доброжелательностью и пониманием основных задач, объединяющих родителей школьников и их педагогов. Главная задача школы — не сделать из ребенка гения, а научить его учиться - находить и усваивать знания, ставить цели и достигать их. А задача семьи — помочь ей в этом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру