Российский автопром отмечает профессиональный праздник

День машиностроителя Горьковский автозавод отпраздновал выпуском нового автомобиля

«Как тебе такое, Илон Маск?» – хочется сказать, глядя на новую модель в семействе легендарных «газелей» – электромобиль GAZelle e-NN. Показ предсерийных образцов инновационного автомобиля Горьковского автозавода состоялся в преддверии Дня машиностроителя, который отрасль отмечает 27 сентября. Электрогазель может проехать без подзарядки свыше 120 километров, и при этом электромобиль универсален. Производитель создал конструкцию, которая позволяет выпускать на ее основе сразу несколько моделей: бортовой грузовик, микроавтобус, фургон и разнообразную спецтехнику. Создавать прорывные проекты российского машиностроения автозаводу приходится в непростых условиях: предприятие уже второй год находится под американскими санкциями

День машиностроителя Горьковский автозавод отпраздновал выпуском нового автомобиля

20 лет изменений к лучшему

На фоне симпатии мира к «зеленой энергетике» создание грузовых и пассажирских электромобилей в России – важное событие. У электрических «газелей» после запуска серийного производства большой экспортный потенциал. Впрочем, Горьковский автозавод и до создания электромобилей занимал определенную нишу в мировом автопроме. Сегодня автомобили ГАЗ поставляются в 40 стран мира. А не так давно шведская компания Skoda объявила о планах выпускать на мощностях ГАЗа модель новейшего поколения Skoda Octavia.

Сейчас на российских предприятиях «Группы ГАЗ» современное оборудование, международные стандарты производства, японская производственная стратегия. А ведь еще 20 лет назад автомобильные заводы находились в упадочном состоянии. Старожилы помнят ту депрессивную обстановку 1990-х годов: душные цеха, свалки ржавеющих деталей, задержки зарплат, простои, тысячи некомплектных автомобилей на складах.

Все изменилось в 2000 году, когда Горьковский автозавод вошел в структуры Олега Дерипаски. Через пять лет смежные с заводом предприятия объединились в «Группу ГАЗ». Однако главные изменения произошли внутри самих заводов.

С 2000 года акционер инвестировал 2 млрд долларов в модернизацию производств. Эти деньги пошли на новые цеха, закупку современного оборудования, внедрение производственных технологий, обучение сотрудников. Поменялась сама культура производства. Равнялись на лучших: с 2003 года на ГАЗе действует концепция «бережливого производства», которая была позаимствована у японского автомобильного концерна Toyota. В основе этой корпоративной философии лежит идея постоянных изменений к лучшему. И это не тот случай, когда лучшее – враг хорошего. В Японии такие изменения называют «кайдзен». Пример: работник цеха придумал, как быстрее совместить отверстия на двух деталях. О его «лайфхаке» расскажут и другим. Это и есть «кайдзен».

Формирование новых подходов к производственным технологиям происходило параллельно с профессиональным развитием людей. «Я работаю на ГАЗе с 1991 года и часто вспоминаю то время, когда проходило мое становление и самого завода. За эти годы завод сильно изменился, сделал рывок вперед, произвел техническую модернизацию. Он абсолютно не похож на то предприятие, на которое я пришел когда-то. Теперь мы каждый год вкладываем большие инвестиции в развитие новых технологий, модернизацию наших сварочных линий, расширяем и обновляем парк роботов. Например, сейчас у нас работает более 300 сварочных роботов, уровень автоматизации в среднем 75–79% – это высокий показатель. Все это для того, чтобы ежегодно выпускать новые модификации автомобилей», – рассказывает управляющий сборочно-кузовным производством автозавода ГАЗ Андрей Матясов.

Глобальные планы

Горьковский автозавод славится своими знаменитыми «газелями». Первые «полуторки» появились 25 лет назад. За это время модель прошла несколько смен поколений, но при этом сохранила неубиваемую рамную конструкцию, выносливость и функциональность – то, что ценят в ней потребители. В настоящее время завод выпускает две линейки семейства: автомобили «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT», а также среднетоннажные грузовики нового поколения «ГАЗон NEXT» и «Садко NEXT». Эти автомобили можно встретить по всей стране: они служат для грузовых и пассажирских перевозок, для нужд малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, медицинских, образовательных, социальных учреждений.

Однако Олег Дерипаска готовил завод не только к тому, чтобы там стали делать современные машины для российского рынка. Он заглядывал на много шагов вперед и думал о том, что российская автомобильная отрасль должна сделать мощный скачок в технологическом развитии.

Шел поиск вариантов взаимодействия с глобальными партнерами, которое могло обеспечить выход на мировой уровень. И начиналось все не со сборки продукта, который находится на конце технологической цепочки автопрома, а с начала этой цепочки – автокомпонентов. Было четкое понимание, что невозможно производить конкурентоспособный продукт, не имея доступа к компонентам мирового уровня. Поэтому было принято решение о сотрудничестве с Magna – технологической компанией, которая является одним из крупнейших в мире поставщиков для автомобильной промышленности. Magna стала поставлять ГАЗу современные пластиковые детали, помогала наладить производство легковых автомобилей иностранных брендов и проводила независимую оценку производства новой разработки «ГАЗель NEXT», чтобы организовать ее выпуск на уровне международных стандартов качества.

С тех пор заинтересованность в партнерстве с автозаводом выражали многие лидеры автопрома. Выпускать на мощностях завода стали машины самых именитых мировых автомобильных брендов – General Motors, Mercedes, Volkswagen.

Однако в апреле 2018 года ГАЗ был включен в санкционный список США, и многие зарубежные проекты были приостановлены, в том числе – и проекты в сфере коммерческого транспорта, которые планировалось реализовать совместно с Volkswagen. Но несмотря на санкционные ограничения, заинтересованность глобального автопроизводителя в сотрудничестве с автозаводом сохраняется. Как сообщил Олег Дерипаска в недавнем интервью, «точка в переговорах с VW не поставлена». Но для этого, конечно, должны быть сняты санкции с ГАЗа.

Работники автозавода верят, что их родное предприятие переживет сложные времена и сделает еще много прорывных проектов. И помогает заводу выстоять именно тот потенциал, который был заложен в него за два последних десятилетия.

«День машиностроителя встречаем с оптимизмом, потому что знаем: такое мощное и передовое предприятие, как наше, выстоит в любой кризисной ситуации», – уверен мастер окрасочного комплекса ГАЗа Александр Головачев.

«День машиностроителя – один из самых любимых и долгожданных праздников для нашего коллектива. И сейчас мы встречаем его с высоко поднятой головой, – делится начальник участка цеха сборки и сварки цельнометаллических кузовов Сергей Кадров. – Нам есть чем гордиться: повышаем автоматизацию производства, с большой эффективностью осваиваем выпуск новых продуктов. И это, на мой взгляд, самый лучший критерий успешности предприятия. Всех машиностроителей – с праздником!».

Фото: Михаил Сорокин

Сюжет:

Санкции