"Люди не понимают, куда бежать": картина коронавируса в регионах

Что творится с COVID-19 в Петербурге, Оренбурге, Томске и Пскове

Одним регионам России с коронавирусом "повезло" больше, другим - гораздо меньше. Наши корреспонденты в Питере, Оренбурге, Томске и Пскове описали ситуацию. В Оренбургской области, например, сейчас заболевающих COVID-19 больше, чем в апреле, и наступил настоящий медицинский коллапс, томских чиновников упрекают в том, что они не дают гражданам никаких ориентиров, а в Петербурге на дистанционное обучение частично перевели студентов одного из самых крупных вузов страны - СПбГУ.

Что творится с COVID-19 в Петербурге, Оренбурге, Томске и Пскове
Очередь автомобилей скорой помощи у Республиканской клинической инфекционной больницы в Казани.

Оренбург: Минздрав признал, что не справляется

В Оренбургской области по данным оперштаба 8 октября зарегистрировали 13 776 случаев заражения коронавирусом. И только за последние сутки - 125.

Если сравнивать цифры с весенними, то есть с началом пандемии, то сейчас ситуация очень серьезная.

Вот данные на 30 апреля: 740 случаев, за сутки – 70 новых диагнозов. Это было антирекордом на тот момент. Люди возвращались в область отовсюду, усугубляя негативную статистику. А власти не могли ничего с этим поделать – граждане имеют прописку в регионе…

Постепенно все улеглось. Кто хотел приехать, приехали. Правительство области начало «распаковывать» предприятия. Люди успокоились и сняли маски. В супермаркетах даже кассиры либо совсем избавились от средств защиты, либо носили их под подбородком.

Показатели по COVID-19 снова начали меняться в худшую сторону уже во второй половине июля. На 23 число количество новых случаев составило 113. Далее данные варьировались от 80 до 105 новых случаев за сутки.

Несмотря на это, 25 сентября региональный Роспотребнадзор снял абсолютно все ограничения. Приступили к работе бассейны и кинотеатры. Однако затем губернатор Денис Паслер продлил режим повышенной готовности до 12 октября. Закрыты ночные клубы, «разливайки».

Пр указу главы региона ношение масок и перчаток в общественных местах стало обязательным. Иначе штраф в 30 000 рублей. В теории. На практике санитарный комплект заставляют надевать только в муниципальном транспорте, да и то водители не дожидаются, когда пассажиры выполнят распоряжение. В частных ПАЗах 40% пасажиров указ игнорируют. Шоферу все равно. Ведь пассажиры – это доход. 

Вновь ввели обязательную самоизоляцию для людей старше 65 лет. Но пожилые граждане не спешат воспользоваться заботой гаранта области. Сентябрь-октябрь в Оренбуржье – пора сбора урожая. И дачники активно используют последние солнечные дни. Для дистанцирования не делается абсолютно ничего. Наоборот, садоводческие рейсы сократили до такой степени, что пассажиры часами ждут их на остановке, а потом набиваются в салон до отказа.

Для приезжающих из других регионов обязателен тест на коронавирус и подача результатов в трехдневный срок, либо карантин на две недели. Как это отслеживается, сказать не может никто. Кордонов, подобных тем, что стояли на въездах в область весной, сейчас нигде не наблюдается.

Руководству предприятий рекомендовано по возможности перевести сотрудников на удаленку. Но воспользовались этим не многие. Представители бизнеса боятся, что вторая волна ограничений добьет их окончательно.

Региональный министр уверяет всех, что закрытые на каратин 33 школьных класса из 13 тысяч имеющихся в области – это капля в море. Родители так не считают. Более 300 человек перевели детей на дистанционку.  

Болезнь педагогов в некоторых школах создает определенные трудности. Ребята не знают заранее расписание. Предметы заменяются на ходу. Иногда весь день посвящают физкультуре. Об этом рассказывают возмущенные мамы и папы. Однако вариант о продлении каникул в области рассматривается как «самый-самый крайний».

Между тем ситуация в региональном минздраве накаляется с каждым днем. Под COVID-центр перекроили даже психоневрологический диспансер. Из собственных источников «МК в Оренбурге» стало известно, что люди с опасным заболеванием испытывают там серьезные трудности. Дверей нет, розеток нет, окна не открываются. Отделение специфическое… Получается, что слова министра здравоохранения Оренбургской области Татьяны Савиновой о том, что в регионе достаточно коечного фонда, просто не соответствуют действительности. Более 100 вызовов скорой помощи в сутки просто не обслуживаются – не хватает бригад. Телефонные линии и в поликлиниках, и в самом минздраве перегружены. 

Несколько дней назад в своем традиционном отчете Татьяна Савинова сама признала, что система не справляется с наплывом пациентов. Очень много врачей болеют. И приходится использовать для общего приема узких специалистов. К борьбе с коронавирусом подключили 200 студентов-медиков. Шестикурсники с педиатрического и лечебного факультетов принимают огонь на себя.

Изучая информацию с соцсетях и общаясь со знакомыми, журналисты «МК в Оренбурге» составили свою картину происходящего. Медперсонал увольняется пачками, не в силах выдержать нагрузку. И никакие деньги не умаляют решимости уйти. В больницах заболевших сотрудников на карантин не отправляют - они вынуждены работать, так как «рук не хватает». Во многих переделанных под ковидные центры отделениях нет элементарных условий. В поликлиниках начался коллапс.

Признавая, что не справляется, региональный минздрав расписался в собственном бессилии. На ведомство и до пандемии было много жалоб. А COVID-19 окончательно обнажил все проблемы. Глава структуры в своем обращении попросила блогеров и журналистов не критиковать и не выкладывать в соцсети фото с очередями, а подсказать решение проблемы.

 Томск: "Не ведаете, что творите"

Ситуация с ростом больных коронавирусом в Томской области снова попала в центр политической повестки, что в общем-то, вполне объяснимо. За последние пять дней количество заболевших перевалило за полтысячи, сообщается более чем о 100 инфицированных за сутки. В связи с этим депутат Думы Томска Елена Ульянова написала большое открытое обращение к губернатору Сергею Жвачкину и мэру Ивану Кляйну. Она считает, что ситуация с коронавирусом в регионе быстро выходит из-под контроля.

- Больше полугода томичи живут в условиях самоограничений, - пишет Елена Ульянова, - Режим повышенной готовности то продлевается, то смягчается. Но сегодня совершенно очевидно, что люди устали, в подвешенном состоянии бизнес, который несет убытки, а ситуация не улучшается.

В Томской области наблюдается взрывной рост заболеваемости. Всякая статистика хромает, но в пересчете на сто тысяч населения мы уже давно в российских антилидерах по приросту заболеваемости. 12 новых случаев на 100 тысяч населения! Это в два с лишним раза больше, чем в соседнем Кузбассе.

Как считает Ульянова, сельские районные больницы Томской области уже просто не справляются с наплывом «ковидных» пациентов, на пределе возможностей работает "скорая" Томска.

- В этой ситуации областная власть решает перепрофилировать под ковидные больницы сначала роддом № 4, а затем, когда общественность возмутилась, Больницу скорой медицинской помощи, - отмечает в своем письме Елена, - Я понимаю, что власть сейчас работает в пожарном режиме, но даже в таком режиме необходимо объяснять людям в онлайн: что делает власть, почему, зачем и к каким результатам это может привести. Причем заранее, действуя на опережение. Иначе складывается ощущение, что вы не ведаете, что творите.

По мнению депутата, еженедельные обращения губернатора Сергея Жвачкина не содержат конкретных мер по противодействию пандемии: сколько коек будет открыто дополнительно, почему именно в этих больницах, а не в других. Мэр Томска Иван Кляйн и подведомственные ему департаменты, не понимают, при каких условиях должны уходить на карантин группы в детских садах, классы, школы.

- Люди, у которых каждый день заболевают родные, близкие, коллеги, не понимают, как они должны действовать, куда бежать, кому сдавать тесты, бесплатно или за деньги, - возмущается Елена Ульянова, - Горячие линии, открытые департаментом здравоохранения, не справляются. До них невозможно дозвониться, а когда томичи дозваниваются, им советуют при признаках болезни сидеть дома и ждать врача. А что делать родным, близким, детям?

- На первом заседании Думы Томска уже прозвучала идея об онлайн-трансляции рабочих заседаний всех комитетов, - заявиляет томичка, - Предлагаю транслировать в онлайн-режиме работу областного оперштаба по противодействию коронавирусной инфекции. Возможно, на оперштабе будут озвучиваться цифры и факты, не совсем приятные чиновникам, медицинским управленцам, но томичи заслужили право знать правду об эпидемиологической ситуации в регионе. И главное, понимать шаги, предпринимаемые властью. Сделать это нужно немедленно.

Псков: слегли чиновники

В Псковской области заболеваемость снова на уровне конца весны – начала лета. В день регистрируют около 50 заболевших по области - данные 3-8 октября. Это пока вдвое меньше, чем во время июньского пика. За месяц подтверждена только одна смерть от ковида, всего с марта – 66 летальных исходов. В целом официально болеющих – около 1700 человек. Коронавирус ходит по областной администрации: слегли несколько топовых чиновников и их подчиненные.

Однако пока нет речи об ужесточении карантинных мер. Открыты все магазины, парки, частные медклиники, спортклубы, автобусы ходят в обычном режиме. Свадьбы-банкеты разрешены, если на них не больше 30 человек и все – на соцдистанции или в масках. Из публичных мероприятий допустимы только одиночные пикеты.

Люди ходят на работу, дети – в школу. На онлайн-обучении - 8 классов из 4 школ, в основном из-за того, что в семье – инфицированные или контактные.

Маски в магазинах стали контролировать тщательнее, а в автобусах - нет, и 2/3 пассажиров игнорируют средства защиты. При этом в аптеках масок полно, а одноразовые предлагают бесплатно в магазинах, даже в самых обычных супермаркетах.

Что касается медицинского обслуживания, то весной и в начале лета было очень много жалоб на долгое ожидание результатов тестов, сейчас их в разы меньше. Очереди на платное тестирование на коронавирус в лаборатории Роспотребнадзора есть - народ возвращается с турецких курортов, кому-то анализ нужен для планового лечения, кому-то для устройства на работу. Люди стоят и ждут перед кабинетом по часу.

Да, 5 октября в Пскове открылась новая инфекционка на 200 коек. Все места заняты ковидниками, их переводят из городской больницы, где с весны был областной ковид-центр. Больница образцовая, у каждого медика и пациента есть даже специальные часы-браслеты для внутренней связи.

Псковичка Елена рассказала, как проходило ее лечение. Вирус перенесла бессимптомно, кроме температуры 37,5. КТ не предлагали. Доктор приходил дважды брать пробы, второй пришел замерить сатурацию, давление и температуру и прописал антибиотики. Звонили из поликлиники каждый день, интересовались самочувствием, симптомами. Постановление о самоизоляции принесли через несколько дней после того, как засела дома.

Полиция за месяц карантина не звонила и не приходила, хотя поликлиника и Роспотребнадзор пугали, что будут контролировать.

Петербург: очереди из "скорых"

В Петербурге за неделю число случаев "короны" почти удвоилось - было 1 662, стало 2611. 8 октября в северной столице выявили более 450 зараженных COVID-19. Ежедневно столько больных выявлялось в середине мая, хотя тогда люди соблюдали самоизоляцию. 

Официально петербургским пенсионерам просто рекомендовано оставаться дома, а компаниям - перевести, кого могут, на удаленку. Обязаловки при этом нет. Последовали совету, етественно, далеко не все.

Также в городе продолжает действовать масочный режим, причем с 1 октября он носит уже не рекомендательный, а обязательный характер. За нарушение – штраф до 4 тысяч рублей. Кроме того, пассажиров могут просто не пустить в общественный транспорт. Но это мало кого волнует, маски, по нашим наблюдениям, носит как положено примерно треть горожан.

- Я как могу изгаляюсь, - откровенничает петербурженка Екатерина Филова, - То на ухо надену, то на руку. Говорю: как буду контактировать – надену. 

В целом, формат обучения в Петербурге сохраняется очный, но некоторые школьники и студенты – уже на удаленке. Дистанционно учатся шесть десятков классов разных школ – в них были диагностированы случаи коронавируса и ОРВИ. На дистанционное обучение перевели студентов ЛЭТИ, его примеру частично последовал СПбГУ – у члена семьи одного из сотрудников университета выявили COVID-19 и 63 контактировавших учебных группы ушли в «удаленку». Детские сады пока работают почти все – воспитанники только одного садика высажены домой уже больше недели назад.

Очереди из машин "скорой" в больницы горожане наблюдают уже больше недели. Комздрав объясняет очереди отсутствием в некоторых стационарах боксов для инфекционных больных и правилами приема пациентов с подозрением на COVID-19.

Власти Петербурга официально заявляют, что пока не намерены вводить тотальную самоизоляцию, хотя кое-что, возможно, придется сделать. Так, если ситуация с коронавирусом в Петербурге будет ухудшаться, школьников могут отправить на каникулы раньше срока. А тогда придется закрыть и места массового их, школьников, скопления — а именно, фуд-корты в торговых центрах, кино и развлекательные центры.

Мест в больницах пока хватает, но если темпы прироста заболевших сохранятся, могут возникнуть сложности. С 12 октября принимать пациентов с коронавирусом начнет госпиталь в Ленэкспо (в нем 2500 мест). Сейчас же коронавирусных больных принимают 15 больниц. Для лечения выделены почти 5 тысяч коек.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру