Память о репрессированных рассорила жильцов «довлатовского» дома в Петербурге

Управляющая компания сняли таблички о жертвах сталинских репрессий

Улица Рубинштейна в Санкт-Петербурге непрерывно генерирует информационные скандалы. То местным жителям не нравится шум от ресторанов, загулявших компаний и уличных музыкантов, то их мучает паломничество в квартиру, где жил Сергей Довлатов. Теперь с того самого «довлатовского» дома сняли небольшие металлические таблички, напоминавшие о тех, кого арестовали  в период репрессий.

Управляющая компания сняли  таблички о жертвах сталинских репрессий
Таблички "Последнего адреса" на Тверской улице в Москве

Таблички на здании появились в рамках инициативы «Последний адрес» - проекта, посвящённого памяти жертв репрессий. Внешне это совсем небольшие металлические прямоугольники с именами репрессированных, они легко помещаются в ладонях взрослого человека и не изменяют облик фасада (в отличие от тех же вывесок кафе и ресторанов). В центре Петербурга такие памятные знаки можно видеть часто. А на Рубинштейна, 23, таких табличек было сразу шестнадцать.

«С дома 23 по Рубинштейна сняли все знаки «Последнего адреса», - рассказывает активистка проекта Наталья Шкуренок. – Снял ЖЭК, то есть управляющая компания, его сотрудники выкрутили шурупы, потом заклеили отверстия и закрасили следы… Но сделали они это отнюдь не по собственной инициативе. 

Как я выяснила, на ЖЭК в течение нескольких месяцев давила группа жильцов этого дома, требуя снять таблички. До недавнего времени знаки висели благодаря позиции бывшего председателя совета жильцов дома – эта энергичная дама согласовывала установку и держала оборону от оголтелых поборников чистых стен».

За памятные таблички уже вступились многие городские активисты. Готов всеми силами способствовать возвращению знаков и депутат ЗакСа Борис Вишневский. Борис Лазаревич обратился к руководству ЖКС. «Проект «Последний адрес» на протяжении длительного времени реализуется, в том числе в нашем городе, с чрезвычайно благородной целью – сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий. Более того, таблички устанавливаются только в тех случаях, когда человек официально реабилитирован, - пишет Борис Лазаревич в управляющую компанию. – Никакой порчи фасада дома от этих табличек нет. Они не являются мемориальными досками (а только информационными знаками), и не требуют согласований и разрешений органов власти». Также парламентарий заметил, что демонтаж табличек очень негативно скажется на имидже Петербурга. По его мнению, их обязательно нужно вернуть.

При этом у жильцов дома позиция вовсе не такая однозначная. В соцсетях они отмечают, что никакого общего собрания собственников по поводу табличек не было – иначе за них бы, очевидно, проголосовало большинство, а руководство управляющей компании не решилось бы убирать их из-за недовольства нескольких человек.

Обитатели центра спорят: одни вспоминают таблички нацистских жертв в Германии и вопрошают, что бы было, если бы в ФРГ кто-то возмутился памятными знаками. Другие говорят, что в Германии каждый знак проходит несравнимо больше ступеней согласований, чем у нас. Горожане публикуют ответы писем из городского комитета по культуре, где чёрным по белому написано, что «порядок размещения памятных табличек с именами репрессированных граждан действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не установлен…. На территории Санкт-Петербурга не допускается самовольно нанесение надписей и рисунков, вывешивание, установка и расклеивание объявлений…». То есть у нажаловавшихся граждан была правовая основа, и никто из собственников не сказал публично, что собрания жильцов по поводу табличек не было – вот вам и рычаг для использования прорехи в местных законах.  

Большинство жителей теперь публично выступают за возвращение табличек. «Я жилец этого дома, наша семья живёт в нем больше ста лет, я вообще первый раз слышу, что в связи с табличками был какой-то сыр-бор. Мнение большинства не спрашивали и информацию не доносили. Я лично за то, чтобы таблички были», - пишет местная жительница Марина.

А тех, кому не понравились памятные знаки, в сети готовы затравить, называя «сталинистами и потомками вертухаев». В общем, сейчас финал истории зависит скорее от степени резонанса, чем от закона.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру