Создательница стены памяти умерших медиков пережила срыв после демонтажа

В Петербурге пришлось ликвидировать мемориал со 128 портретами

13 ноября в Санкт-Петербурге демонтировали Стену Памяти, где висели портреты ста с лишним медиков, скончавшихся во время пандемии. Фотографии сложили в контейнеры и отвезли на хранение в музей политической истории. Создательница мемориала, которого больше нет, рассказала нам о своих чувствах.

В  Петербурге пришлось ликвидировать мемориал со 128 портретами

Стихийный мемориал с именами медработников, скончавшихся во время пандемии, появился в центре Питера на улице Малая Садовая в апреле. Инициатором его создания стала Ирина Маслова. Женщина находила сведения об умерших врачах, санитарках, фельдшерах, искала их фотографии. Портреты в рамке вывешивала на строительном заборе, который располагался напротив здания комитета по здравоохранению.

Сюда ежедневно приходили родственники и коллеги умерших медработников, простые горожане, чтобы почить память ушедших медработников, возложить цветы, прикрепить к Стене Памяти медицинские маски, оставить записки, стихи, рисунки. За полгода мемориал стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Ирина знала, что срок жизни Стене отмерен. Рано или поздно ремонт фасада здания закончится, строительные ограждения снесут, а Стену Памяти придется разобрать. Но не думала, насколько тяжело пройдет прощание с рукотворным мемориалом.

- Я своими руками снимала портреты и вспоминала каждого ушедшего врача. За эти полгода я выучила все их имена, познакомились со многими семьями. Полчаса ушло, чтобы все сложить в пластиковые контейнеры, - рассказывает Ирина Маслова.

– Невыносимую боль я ощутила в тот момент, когда вечером мне прислали фотографию нашей Стены без портретов. Остались висеть только медицинские маски, привязанные к металлической сетке. У меня случился нервный срыв.

Но гораздо страшнее оказалось другое. Мне вдруг стали приходить в личку письма от тех, кто никогда не был на Малой Садовой, жил в других регионах. Люди писали, что я поступила подло, предала память врачей.

Мне хотелось кричать. Я никому ничего не должна. Я повесила портреты, и я их сняла. Никто из тех людей не знает, насколько было больно на протяжении полугода приходить на это место и вешать портреты. И только я могу судить, правильно я сделала или нет. В данный момент все сделано верно. Благодаря мемориалу люди увидели и оценили беду, которая пришла в наш город.

Ирина Маслова.

- Вы отвечали тем, кто вам писал?

- Я выложила пост в соцсети, предложила тем, кто высказал претензии, распечатать заново портреты, найти место и сделать новый мемориал. Напомнила, что за ним придется ухаживать, постоянно дополнять фотографиями, поливать цветы.

Никто из тех, кто обвинял меня, не откликнулся. Мы же планируем сохранить память о врачах, сделать сайт, чтобы все могли увидеть потери, которые понес Санкт-Петербург. Фотографии врачей из других регионов, которые вешали на Стену люди, я не стану убирать. Сайт будет посвящён медикам, которые не пережили пандемию, спасая нас.

- Где сейчас все записки и портреты?

- Все портреты и записки мы передали в музей политической истории. На Малой Садовой хотелось бы прибить табличку или сделать что-то еще, как напоминание о том, что здесь находилась Стена Памяти. Еще планируем установить памятник ангела на скамейке на набережной Карповки в память о медицинских работниках, погибших от COVID-19.

- Город выделил средства на памятник?

- Деньгами помогли обычные горожане. Надеемся, что к концу года бронзовый ангел будет готов. Хотя некоторые сомневаются, считают, что деньги на памятник разворуют. Мне хочется спросить, с чего вы решили? Это ведь не бюджет города. Когда символ нужен людям, все делается правильно.

- Сколько всего портретов было на Стене Памяти?

- В минувшую пятницу, когда демонтировали мемориал, в моем списке насчитывалось 106 медиков из Питера и Ленобласти. За выходные прибавилось еще одно имя. Всего на стене висело 128 табличек с именами. Некоторые умершие врачи были из других регионов. Их родные просили повесить фотографии или сами приезжали и прикрепляли к Стене Памяти.  

- Всем семьям умерших врачей выплатили компенсацию за потерю близкого человека?

- Всего 38 семей из Санкт-Петербурга получили компенсацию. Почти столько же находятся на рассмотрении спецкомиссии.

Есть доктор, который скончался в апреле. Его фотография появилась на Стене Памяти одной из первых. Его семья до сих пор не получила положенных выплат. Еще одному врачу присвоили Орден Пирогова посмертно, но награду его семье так и не вручили. Для меня такое отношение к медикам – катастрофа.

- На Стене Памяти были таблички только с именами и без фотографий. Удалось найти карточки тех врачей?

- Были такие, чью карточку не удалось найти, будто не было такого человека, все молчали. Например, нам стало известно о кончине заместителя главврача, узнали инициалы человека, но его фотографию, возраст, больницу, в которой он работал, мы так и не нашли. Возможно, кому-то такое положение дел удобно. Чем меньше знают о человеке, тем меньше платить. 

- В других городах не устанавливали подобные мемориалы?

- Уфа подхватила нашу инициативу. Там нашли такой же строительный забор, как у нас, вывесили портреты умерших медиков. Надеюсь, скоро в Москве появится такой же мемориал. С таким предложением ко мне обратилась сотрудница благотворительной организации, которая сейчас работает в «красной зоне». Я поделилась опытом, подсказала, где брать списки умерших врачей, как искать фотографии. Если у них получится, я будут считать это лучшим продолжением мемориала на Малой Садовой.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28417 от 17 ноября 2020

Заголовок в газете: Ангел за стеной памяти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру