Какая элита нужна современной России

Ее должны составлять те граждане, которые не боятся брать ответственность на себя

Понимаю, почему большинство из нас чувствуют себя «маленькими людьми» и все твердят: «А что я могу сделать один?» Очень часто люди подчинены многослойному гнету социального отчуждения — повсеместного и вездесущего. Подчинены власти рынка, ставшего тотальным и вынуждающего бороться за копейку, чтобы попытаться перейти от выживания к какой-никакой жизни с мечтой о «счастье» провести весь день в мегамолле в поисках брендовой шмотки. Подчинены власти капитала — того, который контролирует большую часть ресурсов страны и вывозит куда-то десятки миллиардов долларов. Подчинены тем, кто держит нас за болванчиков, пичкая по ТВ нескончаемой смесью мыльных опер с «крутыми» боевиками и имперски-консервативными ток-шоу. Крутимся-вертимся, как в беличьем колесе…

Ее должны составлять те граждане, которые не боятся брать ответственность на себя

Это и есть отчуждение. Оно делает из обычного человека раба. Раба вещей, денег, политического манипулирования, шоу-бизнеса. И вот уже вроде бы нет объективных возможностей превратиться из марионетки в субъекта. В того, кто понимает, что происходит вокруг, как и что можно и должно изменить и в чем его личная роль, если хотите — миссия на этом свете. Все скрыто, как от дикаря была скрыта тайна добычи огня, и он верил, что лишь заклинания шамана могут вызвать пламя. Шаманы XXI века превращают нас в подобие дикарей, навязывая веру, что только специально выращенная «элита» способна к управлению.

Но то же отчуждение превращает в рабов капитала и бездушного государства подавляющее большинство представителей самой «элиты» — олигархов, высшую бюрократию, прислуживающих им политтехнологов, ньюсмейкеров и шоу-звезд. Правда, превращает их в рабов особого рода — рабов-надсмотрщиков. В тех, у кого в руках плетка (власть), а на ужин — большая миска (деньги). Эта «элита» заинтересована, чтобы и власти, и денег у них было все больше и больше. Если выгодно быть компрадором — как при Ельцине, — будут компрадорами. Если станет выгодно быть патриотом — будут «патриотами» (не забывая держать деньги и детей за границей).

Но были и даже сейчас есть люди, которые брали и берут на себя ответственность не только за себя — за всё. Подтверждений — множество. И некогда знаменитая книга Юрия Германа «Я отвечаю за все» — повесть не об элите. А о том, что каждый может и должен стать гражданином. По большому же счету — человеком, для которого слова «жила бы страна родная, и нету других забот» — не пустой лозунг, а суть жизни.

Кто-то возразит: это и была элита! А я скажу: нет, и это принципиально. Элитные породы — удел скота (позаимствую образ Николая Платошкина). А те, о ком я говорю, — часть народа. Они способны на социальное творчество (в школе, на заводе, в университете, в профсоюзе) и берут на себя ответственность за решение серьезных задач не потому, что в жилах у них «голубая» кровь, и не потому, что их растили в кадетских корпусах. А потому, что объективные противоречия жизни не только загоняют людей в ловушки отчуждения, но и возвышают часть из них до борьбы с ним. И тогда прозревшие люди способны к тому, что профессор МГУ Людмила Булавка называет «разотчуждением».

Думаю, трудно возразить, что такие люди могут формироваться «внизу» — в трудовой среде. В СССР подобных были десятки миллионов. Тогда они проиграли. Проиграли мещанину и бюрократу, часть из коих стала «новыми русскими». Активные, сознательные граждане — не реликты и ныне. И не обязательно в среде так называемой элиты — тут-то, как и во все времена, больше тех, кого можно причислить в ряд Маниловых и Собакевичей, Скалозубов и Фамусовых. Есть, конечно, Чацкие и Вронские — умные, благородные, но в итоге направляющие гражданский пыл к знаменитому порыву «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И да, лишь очень немногие могут действовать как декабристы на Сенатской площади. Или поддерживать тех, кто творит новую жизнь. Или идти добровольцем на защиту Донбасса. Все они движимы в конечном итоге одним: подвигнуть каждого человека к стремлению быть не рабом, а субъектом истории.

Это не пафос — это картинки из реальной жизни. Жизни прошлой, настоящей, будущей. Кто-то возразит: социальное творчество — удел немногих. Не всем дано быть творцами. Хочу поспорить.

Я солидарен с теми представителями советского марксизма (такими как Эвальд Ильенков, Алексей Леонтьев, Александр Суворов), кто убедительно доказал в своих работах, что каждый человек рождается в той или иной мере талантливым и способным к творчеству и нет никакого «естественного» разделения людей на «маленьких» и «больших». Мы все — сложные и большие. Лишь система социального отчуждения — власть рынка, денег, бюрократии — превращает большинство в «маленьких» людей. И ныне объективные условия нашего жизнеустройства и субъективные усилия «элиты» делают все, чтобы человек не мог распрямиться и стать активным, «большим».

Я знаю, что мне возразят: все плохо, некому жаловаться, почему «царь» не хочет нас защитить от плохих «бояр»? И добавления: «А я… что я могу сделать один?» На это скажу: даже в нашей стране, даже сейчас есть тысячи тех, кто организует реальные профсоюзы и добивается достойных условий труда и его оплаты; кто борется против вырубки леса и диких свалок; кто создает сети ученых и педагогов, добивающихся бесплатного и качественного образования, кто идет в политику не для того, чтобы сделать карьеру, а для того, чтобы рискуя свободой и жизнью бороться за разотчуждение.

Но поскольку таких меньшинство, у нас сформировалась закрытая «элита» — союз представителей крупного капитала и высшей бюрократии. И именно потому, что власть в РФ безраздельно принадлежит им, мы имеем уже десятилетие не прекращающуюся стагнацию.

Хочу сказать и о том, что часто от наших глаз скрыты, на первый взгляд, не очень значимые усилия, направленные на то, чтобы труд рабочего и инженера уважался не меньше, чем спекуляции брокера, или на то, чтобы университетом управляли не финансовые менеджеры, а профессора и студенты.

Мы могли бы, к примеру, более активно контролировать бизнес, разрушающий природу. Еще много где можно брать ответственность на себя, совершая поступки. И это будет не бунт «черни» против «элиты». Это будет социальное творчество, на которое пойдут наиболее честные, активные, талантливые представители «низов». И тут важно направление движения: не осчастливить кого-то, не стремиться стать справедливыми и мудрыми правителями, знающими, что нужно людям и стране, а помочь каждому стать субъектом, человеком, творцом.

Для этого в России есть деньги (как, впрочем, и для качественной общедоступной медицины, и для повышения минимальных доходов, и для инвестиций в стратегические программы развития высокотехнологичного производства) — достаточно переориентировать на все эти нужды рентные доходы от принадлежащих нам, гражданам России, нефти и газа и ввести прогрессивный подоходный налог на миллионеров. И это не революция. Это «всего лишь» реформы в рамках капиталистической системы, причем реформы, для проведения которых можно использовать опыт многих стран мира, сделавших гораздо большие, чем РФ, шаги в этих направлениях.

Суммирую. Упования лишь на «доброго царя» и «просвещенную элиту» — это не просто утопия. Это пропаганда опасных, реакционных иллюзий, призванных (независимо от субъективных желаний их авторов) служить укреплению власти той олигархически-бюрократической номенклатуры, которая уже долго правит нашей страной и довела ее до того состояния, которое справедливо вызывает возмущение даже у авторов, сеющих эти иллюзии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28452 от 29 декабря 2020

Заголовок в газете: Я отвечаю за все

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру