Владельцы Трехгорки облагородили внутреннюю территорию и реконструировали несколько исторических корпусов. С одного из них совсем недавно сняли строительные леса, и теперь москвичи могут увидеть, как выглядела Трехгорка сто лет назад.
В Москве часто можно услышать, что где-то в центре снесли очередное историческое здание. Однако на Пресне произошло обратное. На месте бывшей фабрики «Трёхгорная мануфактура» проходит активный редевелопмент – новое слово в лексиконе девелоперов и застройщиков, под которым понимают реконструкцию старых промышленных и коммерческих объектов, часто со сменой целевого назначения.
В начале года были сняты строительные леса со здания бывшего прядильного корпуса Трехгорной мануфактуры (сейчас – пятый корпус). Теперь москвичи могут увидеть кусочек столицы конца 19-го века.
Пятое строение является объектом культурного наследия. Здание построено в 1897 году, в интенсивный период краснокирпичного строительства на территории фабрики.
Архитекторам Трёхгорки удалось сохранить облик, формы и детали согласно паспорту исторического проекта: в здание вернулись оригинальные оконные проемы и дореволюционная расстекловка, восстановлена уникальная лестница – особая гордость. Со зданием работали лучшие архитекторы и мировые профессионалы в проектах исторического наследия – бюро Kleinewelt Architekten. Дизайном внутренней отделки занималось именитое британское бюро John McAslan + Partners, которые также делают разработку визуальной концепции лобби в виде линейной галереи.
Эксперты о редевелопменте Трёхгорки:
«Отрадно видеть качественно проведенный этап реставрационных работ при реконструкции "визитной карточки" Трехгорной мануфактуры - прядильного корпуса. По моим наблюдениям, очистка и вычинка фасадов 1897 года постройки, кровельные и портальные работы прошли максимально деликатно. Но главное, что приятно обогатило внешний облик этого незаурядного индустриального памятника - восстановленный рисунок и ритм расстекловки. Этот визуальный эффект снова сделал пятиэтажное здание парящей доминантой Рочдельской улицы и всего ансамбля Трехгорки.», - считает Крылова Инна, член Экспертного совета по промышленному наследию, координатор проекта МосПромАрт, директор Школы наследия.
«В отношении продолжающейся реставрации корпусов ансамбля Трехгорной мануфактуры можно заметить следующее: в прошлом году завершилась работа в Отбельном корпусе. Недавно сняты леса с Прядильного корпуса, который можно считать «визитной карточкой» всего комплекса. Хотя в его внутренних помещениях еще продолжаются работы, на его примере уже можно говорить об ответственном отношении к сохранению наследия. В этом квартале поддерживается уважительное отношение к старой промышленной архитектуре, и при этом создаётся удобная среда для самого разнообразного приспособления бывших производственных зданий, как дореволюционных, так и советского периода.», - говорит Игорь Шихов, Координатор Общественного движения "Архнадзор".
Реставрация и приспособление зданий под современные запросы Москвичей – результат кропотливой работы по модернизации Трёхгорки, которая ведется последние годы.
Куратором трансформаций мультифункционального пространства Трёхгорной мануфактуры является промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска. Он активно участвует в сохранении истории и культурного кода территории, определяет вектор развития визуальных и функциональных форм кластера в соответствии с трендами и потребностями города.
В 2018 году потомки основателя Трехгорной мануфактуры и жители Пресни обратились к Дерипаске с просьбой установить памятник предпринимателю-филантропу Василию Прохорову. Бизнесмен выделил четыре миллиона рублей на строительство памятника. Через два года памятник работы скульптора Александра Смирнова был установлен в сквере промышленников Прохоровых, расположенном в Большом Предтеченском переулке.
С марта 2019 года реализуется проект по аудиту исторических ценностей, создан исторический архив Трехгорной мануфактуры: оцифрованы уникальные образцы тканей, переведены в цифровой формат фотографии, документы, отражающие жизненные перипетии фабрики и Пресненского района Москвы. Также в планах - открытие многофункционального экспозиционного пространства: музея, лектория и открытого архива на базе исторического наследия Трехгорки.
Трехгорная мануфактура до сих пор занимается рефлексией на архитектурные темы и поиском первоформ для создания сакрального объёма, который сможет удовлетворить поклонников как авангарда, так и историзма.
Невозможно представить кластер без современной музыки, клубов, комфортных офисов, модных дизайнеров и ивентов. Но, есть одна важная деталь, объединяющая фабрику 100 лет назад и фабрику XXI века – жизнь, жизнь в формате 24\7, развитие и люди. Новой Трёхгорке удалось совместить в себе четыре измерения – функциональное, социальное, ментальное и духовное.
Фото: Иван Ерофеев