В том, что Нижний, который недавно вошел в десятку самых патриотичных городов страны, стал Городом трудовой доблести, большая заслуга не только нижегородцев, живших и трудившихся в военные годы, но и их потомков. «За полгода в поддержку присвоения Нижнему Новгороду почетного звания было собрано 846 тысяч подписей. Когда мы вместе определяем решения, то и дело начинает восприниматься как общее», – отмечал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Слова Никитина откликаются и нижегородцам: в Нижнем помнят подвиг предков и гордятся им.
«Город хранит эту память, люди работают над ее сохранением, над воспитанием молодого поколения, – говорит действительный член общества «Нижегородский краевед» Анна Медведева. – Стараются показать, что за цифрами статистики стояли конкретные люди».
Каждый третий самолет, каждый третий танк, каждый третий автомобиль, 60% радиостанций и почти каждую вторую подводную лодку поставляли на фронт именно из Нижнего. Всего в Горьком собрали свыше 20% от выпуска всей военной техники, созданной в СССР в годы войны. Звание «Город трудовой доблести» подчеркнуло значимость подвига тружеников тыла.
«Победа куется не только на полях сражений, и Горький был одним из важнейших центров оборонной промышленности – фашисты не смогли подойти к нему, поэтому перешли к плану беспощадных бомбардировок города и его промышленного потенциала, – рассказывает эксперт Гражданского комитета России по вопросам политической аналитики и истории Дмитрий Лесных. – В городе, прикрывая непрерывную работу на заводах, были развернуты мощные системы ПВО и маскировки предприятий, включая огромный муляж Автозавода, который несколько раз бомбили захватчики, путая с реальным. Люфтваффе пытались атаковать волнами налетов с ноября 1941 по июнь 1943 года, но так и смогли парализовать город».
«Исключительный вклад в победу – с первых дней войны все промышленные предприятия Горьковской области переключились на производство оборонной продукции, – продолжает Анна Медведева. – На нужды фронта работали и пищевая и строительная промышленность, швейные фабрики, железнодорожный, водный транспорт. Это не преувеличение, что Великая Победа была обеспечена героическим трудом народа».
Сломить горьковчан захватчикам не удалось: кто-то сражался на передовой, кто-то трудился в тылу, снабжая армию оружием и продовольствием. Более 880 000 жителей области ушли на фронт. Треть из них не вернулись. В 2020 году в Нижегородском кремле открыли памятник труженикам тыла, установить его помогли нижегородские предприятия.
Промышленность и наука и сейчас являются наследием и фундаментом развития Нижнего Новгорода, а продукция его предприятий пользуется спросом во всем мире. Горьковский автозавод – легенда отечественного автопрома. Начав в 1932 году со сборки «советских фордов», в годы войны завод перешел на выпуск военной техники. Затем ГАЗ начал производить знаменитые «Волги» и «Чайки». А сегодня самая популярная его модель – знакомая каждому «Газель». «ОКБ машиностроения им. И. И. Африкантова», созданное в 1945 году для решения задач советского «Атомного проекта», и сегодня занимает ведущие позиции в создании энергетического оборудования.
В год 800-летия Нижний Новгород берет курс на развитие новых сфер (IT-технологии, креативные индустрии), но при этом не теряет связь со своей историей и остается промышленной опорой страны. Это формирует узнаваемость города далеко за его пределами. И 800-летие способствует тому, чтобы Нижний хранил и развивал свою идентичность.