Академик Чубарьян нашел огромный пробел в изучении истории в колледжах

Ребята, уходящие туда после 9-го класса, практически не изучают ХХ век

Изучение российской истории ХХ века идет сейчас в 10-11 классах, а потому минует ребят, ушедших в систему среднего профобразования после 9-х классов, сообщил журналистам научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Предполагается, правда, что этот пробел восполнится в ходе обучения в колледжах.

Но там, как выяснилось после критики Путиным учебника, где из раздела по Великой Отечественной войне напрочь выпала Сталинградская битва, учат по пособиям, не прошедшим экспертизы и не имеющим допуска для изучения детьми. Не удивительно, что студенты наших колледжей современной истории своей страны не знают.

Ребята, уходящие туда после 9-го класса, практически не изучают ХХ век
Фото: Ru.sputniknews-uz.com.

Выяснилось, что учащихся российских колледжей (а их число, напомним, давным-давно превысило 50% некогда поступивших в 1-е классы) фактически отлучены от изучения отечественной истории всего ХХ века, а если и изучают ее, то сплошь и рядом по более чем сомнительным учебникам. И лишь теперь ситуация начнет меняться.

Так, в Госдуме уже готовы ко второму чтению поправки, распространяющие на учебники для колледжей правил экспертизы и присвоения грифов, разрешающих их изучение студентами СПО. Так что эта часть проблема вот-вот будет закрыта. А вот как быть с другим аспектом изучения истории в системе среднего профобразования, пока неясно, констатировал Чубарьян:

- Новая, линейная система преподавания отечественной истории в школе предполагает изучение всего ХХ века в 10-х — 11-х классах, а, значит, все, кто уходят в систему СПО после 9-го класса, ее не проходят. В этой связи я предлагаю в последней четверти знакомить девятиклассников хотя бы с основными вопросами российской истории этого периода. А именно: с русскими революциями; Великой Отечественной войной; реформами конца 1980-х — 1990-х годов; а также с присоединением Крыма к России.

В конце июня на общем собрании Российского исторического общества мы обсудим этот вопрос, а также основные подходы в учебниках к истории Великой Отечественной и второй мировой войны. Серьезные пробелы в исторических знаниях демонстрируют, согласно опросам, и учащиеся средних школ. Поэтому в отсутствие обязательного ЕГЭ по истории предлагаю также ввести в 11-х классах обязательные проверки знаний выпускников школ хотя бы основных событий Великой Отечественной войны.

Осенью, по словам Чубарьяна, завершится подготовка концепции преподавания в школе всеобщей истории (аналогичная концепция и культурно-исторический стандарт изучения отечественной истории приняты в 2014 году). Особый акцент там будет сделан на роли России в мировых процессах. Однако главная цель новой концепции — синхронизация преподавания зарубежной истории с российской, а, возможно, и с курсом литературы — например, чтобы одновременно проходить по истории Отечественную войну 1812 года, а по литературе - «Войну и мир» Толстого.  

Россия — единственная страна мира, где в школах сейчас в полном объеме проходят всемирную историю. Однако вскоре, как опасаются специалисты, этому может прийти конец. Число часов, отводимых на изучение истории в российских школах постоянно сокращается, причем, происходит это в основном как раз за счет всеобщей истории. Между тем минимальный объем изучения этого предмета не должен быть меньше двух часов в неделю, убежден Чубарьян.

Тем временем, Минпросвещения, как сообщили нам в ведомстве, «разработает новые базовые рабочие программы по изучению истории. В первую очередь такие программы будут полезны образовательным организациям с низкими результатами обучения.

По итогам проведенной проверки в 70% программ (в этих школах - «МК».) выявлены серьезные проблемы, требующие исправления. Более половины таких программ в указанных школах не в полной мере отображали ключевые события, или же в них вовсе отсутствовала информация  о  героизме и подвиге защитников Брестской крепости, об обороне Севастополя и Одессы, Нюрнбергских и Токийских судебных процессах и ряда иных важнейших для сохранения исторической памяти событий. 

Мониторинг показал, что в указанных школах нередко выбор в качестве рабочей программы падал на некачественный методический образец (рабочие программы других образовательных организаций, которые требует дополнительного исследования), а также отсутствовал учет примерной основной образовательной программы при разработке рабочей программы школы. Разработка новых программ будет вестись с привлечением ведущих научных коллективов, ряд программ, прежде всего для 5-х-9-х классов, планируется представить уже к началу нового учебного года».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру