На каждого российского учащегося соберут электронное досье достижений

Власти реанимируют проект «цифровых портфолио» на новый лад

Не пройдет и десяти лет, как цифровые технологии, хотим мы того или нет, радикально изменят всю систему образования. Коснется это и итоговой аттестации на выходе из школы. Запуск одного такого проекта — новое издание «цифровых портфолио учащихся» с условным названием «Мои успехи» - в пятницу, 21 мая обсудили на базе Санкт-Петербургского госуниверситета.

Власти реанимируют проект «цифровых портфолио» на новый лад

Вообще-то «цифровые портфолио школьников» существуют давно. Вот только толку от них чуть, констатировал глава Рособрнадзора Анзор Музаев: «Нынешнее портфолио, которому все поначалу так радовались, скатилось к 10 дополнительным баллам, которые, по данным наших исследований, дают лишь единицы вузов, причем, в основном — за выпускные сочинения, которые и без того являются обязательным допуском к прохождению итоговой аттестации, и за сдачу норм ГТО».

Причина профанации изначально здравой идеи — широко распространенное (и увы, не беспочвенное) недоверие приемных комиссий к предоставленным сведениям о достижениях соискателей вузовских мест. Ведь почему абитуриенты собирают всевозможные ачивки (от английского achieve - достижение) всем понятно, а вот кто выдает эти документы и какова степень их достоверности — нет. Вдобавок на данный момент совершенно неясно, как оценивать достижения в баллах. Вот никто и не оценивает.

Новой версии «цифровых портфолио учащихся» предстоит охватить все сферы деятельности учащихся, включая внеучебные — спорт, творчество, волонтерство и т. д. - и стать, по словам Музаева, реальной «копилкой успехов». Собираться будет только позитивная информация. Причем начнется этот процесс с раннего школьного возраста (но не с 1-го класса, когда малышам еще рано приобщаться к конкуренции, а, скорее всего, с 4-го) и продолжится в студенческие годы. В принципе все эти данные о достижениях в вещественной, а чаще в онлайн-форме у большинства учащихся уже есть. Но все они разрозненны и не верифицированы. А надо бы свести их воедино, создав тем самым каждому учащемуся новый инструмент обретения  дополнительных благ.

Поначалу эта идея до такой степени захватила умы экспертов, что о новой копилке достижений школьников заговорили чуть ли не как об альтернативе ЕГЭ. (Масла в огонь, разумеется, подлил двухлетний период вынужденного освобождения от ЕГЭ выпускников школы, не планирующих в год выпуска поступления в вузы). Однако на совещании стало окончательно ясно: всеобщий ЕГЭ отменять не станут, а «копилка», по словам Музаева, станет лишь «дополнительной опцией для выпускников и способом мотивации общественно-полезной деятельности».

Однако при запуске нового портфолио необходимо изжить системные недостатки прежнего, и главные вехи на этом пути были обозначены на совещании. Так, надо решить вопросы, как гарантировать точность собранной информации, «а то в стране сразу возникнет масса контор по выдаче таких документов, которые сразу же дискредитируют всё»; как защитить персональные данные и «гарантировать, что они не попадут в руки злоумышленников»); как добиться «измеряемости» достижений и определить, на сколько баллов какое из них потянет; а также как уравнять возможности ребят из малых и крупных населенных пунктов, по определению обладающих гораздо более мощными ресурсами.

Задач много, а потому решения по введению новых портфолио учащихся будут находиться (и приниматься) постепенно, отметил Музаев. На первом этапе будет создан перечень соревнований и достижений, которые войдут в портфолио, а также список центров, получивших право оценивать достижения ребят и на этой основе выдавать свидетельства, которые затем будут учитываться вузами.

Впрочем, в Санкт-Петербурге, как выяснилось в ходе совещания, электронные портфолио учащихся по факту существуют давно, а потому новая система там заработает уже через три месяца — в начале следующего учебного года. Опытом питерцев затем воспользуются остальные. Так, например, безопасность персональной информации в городе, как пообещал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев, обеспечит «система двух ключей», немедленно подающая сигнал человеку о любом входе в его личный файл.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру