Из-за тайны гибели парома «Эстония» потревожат останки 852 человек

Получат ли подтверждение теории заговора – покажут новые изыскания

В Балтике на месте гибели в 1994 году затонувшего по пути из Таллина в Стокгольм парома «Эстония» начались предварительные исследования обстоятельств катастрофы. Возможно, они прольют свет на загадку морской трагедии, унесшей 852 человеческие жизни. Вокруг крушения за последние годы выстроили массу конспирологических теорий, часть из которых связана с Россией.

Получат ли подтверждение теории заговора – покажут новые изыскания
Автор: Kalle Id.

Два судна из Швеции и Эстонии в четверг вышли из порта, чтобы начать предварительное обследование для нового изучения обломков парома MS Estonia, затонувшего в Балтийском море более четверти века назад.

Трагедия разыгралась в ночь на 28 сентября 1994 года. Вечером 27 сентября принадлежавший судоходной компании Estline паром «Эстония» покинул порт Таллина по направлению на Стокгольм.

В это время дул сильный ветер, вскоре на море разыгрался шторм.

В половине второго ночи с парома было отправлено короткое сообщение о помощи. А через некоторое время паром быстро затонул. Пассажирам и членам команды не хватало места на плотах. Часть людей удалось спасти благодаря подошедшему к месту крушения другому пассажирскому парому Mariella. На помощь поспешили и другие находившиеся поблизости суда, были отправлены вертолеты. Но в условиях шторма спасение попавших в беду людей оказалось крайне сложным делом. Лишь к утру удалось извлечь из воды последних спасенных. Некоторые из них умерли от шока и переохлаждения.

В результате одной из самых страшных морских катастроф ХХ века погибли 852 человека. Выжили 137 человек. Среди погибших оказались граждане 17 государств.

В ноябре 1994 года с помощью дистанционно управляемого робота из балтийских вод был поднят для исследования носовой визор «Эстонии». Чуть позже специализирующаяся на подводных работах норвежская компания Rockwater исследовала затонувший паром. Но поисковики не сумели найти бортовой компьютер и доставить его следственной комиссии. Предположительно, компьютер смыло штормом, и он завяз где-то в донном иле.

Впоследствии возможность подъема обломков затонувшего судна с морского дна была отвергнута, решено было оставить «Эстонию» на месте, запечатав ее бетоном. А чтобы не тревожить прах жертв, погружение к погибшему парому было запрещено.

Это решение властей Швеции, Финляндии и Эстонии, а также неудача при поиске компьютера вызвали всплеск конспирологических теорий в прессе, согласно которым паром якобы погиб в результате специально организованного взрыва на борту. Высказывались также предположения, что могла взорваться перевозившаяся на «Эстонии» советская военная техника. (При этом сообщалось, что действительно ранее на судне перевозилась военная техника, вероятно, купленная шведами у эстонцев.) Звучала и идея о том, что причиной трагедии стало желание утопить находившийся на пароме грузовик с секретным грузом – например, с радиоактивным веществом или даже ядерной боеголовкой. Не обошлось также без подозрений в адрес спецслужб (в том числе и российских), будто бы решивших по своим соображениям воспрепятствовать тому, чтобы паром добрался до Стокгольма.

Но недавно в законы, запрещающие подводные исследования там, где затонула «Эстония», были внесены поправки, разрешающие повторное обследование затонувшего парома после того, как документальный фильм поставил под сомнение выводы официального расследования.

Согласно заключению эстонско-финско-шведской комиссии, к гибели парома привели недостатки в конструкции судна. В качестве наиболее вероятной причины катастрофы были названы отрыв носового визора и плохие погодные условия. Расследование пришло к выводу, что катастрофа «Эстонии» была вызвана тем, что носовая часть парома открылась в условиях сильного волнения на море, в результате чего вода хлынула на автомобильную палубу. В феврале 2009 года правительством Эстонии была распущена комиссия по расследованию причин трагедии.

Но в годовщину трагедии, 28 сентября 2020 года, телеканал Discovery выпустил документальный фильм «Эстония: находка, которая изменит всё». Создатели фильма, произведя съемки останков судна на дне, обнаружили в его корпусе четырехметровую пробоину, которую до этого скрывало морское дно. Видео было снято с помощью водолазного робота в 2019 году.

Эта находка может придать вес теории о том, что катастрофа была спровоцирована не только отрывом визора, который мог ускорить процесс затопления парома. Эксперты считают, что взрыв на борту такого повреждения в корпусе судна вызвать не мог. Было высказано предположение, что некий крупный объект врезался в корпус судна, пробил его и повредил внутри металлические конструкционные прокладки.

Теперь новое расследование проводится органами по расследованию происшествий Швеции и Эстонии. Также сообщается об участии в изысканиях департамента расследований в области безопасности Финляндии.

Представитель Шведского управления по расследованию происшествий (SHK) Йонас Бэкстранд сообщил AFP, что два судна, участвующие в исследовании, сойдутся около места трагедии в ночь на пятницу, после чего будут начаты подводные погружения. Ориентировочно начальный этап работ продлится до 18 июля.

Работы будут вестись посменно в круглосуточном режиме. Приблизительно от 15 000 до 25 000 снимков обломков корабля будут сделаны для создания трехмерной модели парома.

После предварительной экспертизы, как ожидается, будет проведено позже более крупное изучение, которое, по оценкам шведской стороны, будет завершено весной 2022 года.

Если будет обнаружена новая информация, то это может стать поводом для возобновления официального расследования аварии.

Читайте материал «Страшная находка приблизила ученых к разгадке тайны Балтийского «Титаника»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру