Секретным ключом к развитию России оказался Хартленд

К дальневосточному гектару надо добавить псковский и Вологодский

Термин «Хартленд» (то есть в буквальном переводе на русский «сердцевина», «срединная земля») придумал британский географ Хэлфорд Маккиндер в начале XX века. По Маккиндеру, в состав Хартленда входит весь север России, за исключением побережья Белого моря, бассейн Волги и ее притоков, Центральная Азия и Сибирь. Тот, кто контролирует Хартленд, контролирует мировой остров — Евразию, а кто управляет Евразией — управляет всем миром. В принципе вся история XX века была попыткой установить контроль над Хартлендом — Первая и Вторая мировые войны, Гражданская война и интервенция, образование СССР и его распад, война в Афганистане. После распада СССР Хартленд оказался разделен по разным странам, объединение которых в ближайшем будущем в одном государстве невозможно. В связи с этим возникает вопрос, как управлять самой большой частью Хартленда, оставшейся в России.

К дальневосточному гектару надо добавить псковский и Вологодский

Развитие России неразрывно связано с ее ядром, вокруг которого образовалась империя. Киевская Русь не была империей, это было государство, части которого враждовали друг с другом, суздальцы воевали с Новгородом, черниговские князья захватывали Киев. После нашествия Батыя Русь оказалась в длительной зависимости от монгольских ханов. Империя возникла лишь после стояния на Угре в 1480 году и соединения под властью Ивана III Москвы, Новгорода (1478 г.) и Твери (1485 г.), при нем же было осуществлено первое взятие Казани. Завершил объединение Руси сын Ивана III — Василий III, присоединивший Псковское (1510 г.), Смоленское (1514 г.) и Рязанское княжества (1520 г.). Перед объединенным российским государством открылся широкий путь на евразийский простор, в течение 100 лет к Руси были присоединены Казань, Астрахань, Сибирь. Благодаря объединению под одной державной рукой трех княжеств — Москвы, Новгорода и Твери — большой русский народ получил многовековой импульс, позволивший создать государство от Атлантики до Тихого океана.

Много лет главной задачей России было освоение вновь присоединяемых земель, строительство пограничных крепостей, налаживание отношений с народами, вошедшими в состав страны. Расширение государства продолжалось вплоть до начала XX века, едва не продолжилось на другом берегу Тихого океана (Калифорния и Аляска) и было прервано Первой мировой войной и революцией.

Существует много вариантов развития России: европейский, евразийский или же свой, особый русский путь. Безусловно, нам нужны крупные инфраструктурные проекты, как, например, Крымский мост или Байкало-Амурская магистраль. Много лет идут разговоры о строительстве моста или туннеля на Сахалин, моста в Якутии через Лену. Развитие Сибири и Дальнего Востока — стратегическая задача на много лет вперед. Но стоит задуматься и об освоении «старых» территорий Центральной России, о развитии Русского Хартленда.

Он включает в себя территорию современных Владимирской, Вологодской, Ивановской, Кировской (Вятской), Костромской, Ленинградской (Санкт-Петербургской), Нижегородской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Тверской и Ярославской областей. Не включаем сюда северные новгородские территории: Карелию, Поморье, Кольский полуостров, поскольку у Русского Севера должен быть особый путь развития. Не говорим о Рязани, отделенной от владимирской земли мещерскими болотами, а также о Москве с областью и Санкт-Петербурге, которые развиваются в рамках соответствующих агломераций. Таким образом, Русский Хартленд охватывает полукольцом Москву с севера, а Санкт-Петербург с востока.

Всего на территории Русского Хартленда проживает 15 млн человек, это примерно 10% территории России. Есть только один город-миллионник — Нижний Новгород, в Ярославле живет 600 тысяч жителей, в Кирове — чуть более 500, в остальных крупных городах живет от 100 до 400 тысяч, всего таких городов — 14. Население Русского Хартленда за последние 30 лет значительно сократилось. Активная молодежь уезжает в Москву и Петербург учиться и там оседает, происходит не только убыль населения, но и старение регионов. Вокруг разрастающихся столиц образуются черные дыры с демографическими и экономическими проблемами.

При этом в регионах Русского Хартленда имеется довольно развитая промышленность: энергетика, в том числе атомная, металлургическая, нефтехимическая, химическая, менее развиты автомобильная, лесная промышленность, микроэлектроника. Территории обладают большим туристическим и рекреационным потенциалом, включая популярные маршруты «Золотое кольцо» и «Серебряное ожерелье».

Первая и главная задача — это остановить отток молодежи. В Центральном федеральном округе нет ни одного федерального вуза, федеральные вузы северо-запада расположены в Калининграде (Балтийский) и Архангельске (Арктический). До Калининграда можно добраться только самолетом, желающих учиться на севере, в Архангельске, тоже немного, неслучайно вуз занимает 67-е место в рейтинге вузов, пропустив вперед университеты в Петрозаводске и Нальчике, не являющиеся федеральными. Нужно минимум три новых федеральных университета на территории Русского Хартленда — в Великом и Нижнем Новгороде и в Ярославле, — где будут готовить кадры для соседних областей.

Другая основная задача — строительство дорог, чтобы из Великого Новгорода можно было добраться до Кирова напрямую, а не через Москву. Нужны новые мосты там, где их категорически не хватает: на Волге (в Мышкине, в Тутаеве), на Оке… Нужны скоростные поезда типа «Ласточки» между всеми областными центрами. Все регионы должны быть связаны между собой прямой федеральной трассой, райцентры — региональной дорогой, центры сельских поселений дорогой местного значения. Если каждый год за счет соответствующего бюджета строить одну федеральную, одну региональную и одну внутрирайонную дорогу, за 25–30 лет весь Русский Хартленд будет опутан сетью хороших дорог, позволяющих быстро перемещаться между регионами, ускорится товарообмен, появится мелкий сервис по всей территории: заправки, магазины, места отдыха…

Арктический и дальневосточный гектар — это прекрасно, но сегодня нам нужны псковский, тверской, вологодский, костромской гектары. Нам нужна одноэтажная Россия, а не муравейник в центре опустевшей Родины. Так мы сможем привлечь людей среднего достатка, готовых организовать свое дело на территории Русского Хартленда. Малый бизнес оживит малые города и села, даст работу населению.

Нужна федеральная программа развития туризма, включающая строительство новых и капитальный ремонт существующих гостиниц, модернизацию музеев и городской среды, приведение в порядок центров исторических городов. У нас категорически не хватает мест отдыха у воды. Берега волжских водохранилищ — идеальное место для развития рекреационного туризма, сейчас они едва заселены и используются в основном для дикого отдыха. Вряд ли грамотная застройка, произведенная с учетом экологических регламентов, может причинить большой вред. Зачем ехать отдыхать в Финляндию, если у нас есть своя уникальная природа — Волга, Валдай, Онежское и Ладожское озера?

Наконец, пора развивать собственную промышленность, потенциал для этого огромный, рядом крупные рынки сбыта — Москва и Питер. У нас практически исчезла мебельная промышленность массового производства, мы покупаем мебель в «Икеа», сделанную из нашего же леса. Может быть, стоит построить десяток крупных мебельных заводов в Русском Хартленде и завалить рынок недорогой и качественной отечественной мебелью. Нужно производство современных строительных материалов, доступных населению. Строительство личного жилья может стать одним из драйверов экономики в малых городах.

Отдельная тема — инновационные технологии. Например, в куда менее богатой материальными и людскими ресурсами Белоруссии успешно действует Парк высоких технологий, который производит 4% ВВП всей страны. А что у нас? Большинство региональных операторов того же «Сколково» находится в Сибири, на территории Русского Хартленда действуют только технопарки в Иванове и Нижнем Новгороде. Нужны не только технопарки, но и новые «умные» города по типу Иннополиса в Татарстане.

Некоторые из упомянутых направлений уже развиваются благодаря нацпроектам, но этого явно недостаточно. Русскому Хартленду требуется особенное внимание. Если мы начнем усиленно развивать эти территории уже сегодня, завтра они станут локомотивом развития всей страны, дадут новый импульс для развития и Сибири, и Дальнего Востока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28613 от 31 августа 2021

Заголовок в газете: Как нам обустроить Хартленд

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру