При попытке охарактеризовать новинку привычными морскими терминами возникла заминка. Ледокол? Научно-исследовательское судно? На самом деле и то, и другое. А еще — и третье, и четвертое...
По сути своей это плавучий самоходный научно-исследовательский центр. Как задумано разработчиками, алгоритм его работы в высоких широтах таков: судно самостоятельно или при помощи ледокола добирается до заранее назначенной точки в Северном Ледовитом океане и там, вмерзнув в лед, начинает дрейфовать вместе с ним. Во время этого дрейфа ученые при помощи специального оборудования, находящегося на борту, проводят геофизические, геологические, океанографические и другие исследования. По завершении программы, которая при необходимости может длиться 24 месяца, на судне вновь включают двигатели. Платформа самостоятельно освобождается от «объятий» льда и держит курс на береговую базу.
«Северный полюс» - уникальный проект. Эксперты утверждают: подобного тому, что создают по заказу Росгидромета российские конструкторы и судостроители, никто в мире никогда не делал.
Внешний вид этого судна необычный. Не такое уж большое по длине (около 83 метров), зато достаточно широкое, высокое, и не имеющее заметных вертикалей палубных надстроек.
Создатели предусмотрели серьезные меры для противодействия льдам. Корпус «Северного полюса» сделан из толстого металла и вдобавок имеет яйцеобразную форму. Так что даже оказавшись в могучих ледяных тисках судно не пострадает, напором льдин его просто начнет выдавливать вверх. Все эти конструктивные особенности позволят «Северному полюсу» без проблем работать во льдах толщиной до 3 метров. Экипаж судна будет состоять из 14 человек. Кроме того предусмотрена возможность разместить здесь еще 34 человека - членов научной группы. На верхней палубе предусмотрена площадка для вертолета Ми-8, - при помощи этой винтокрылой машины можно доставлять на судно новых пассажиров и партии грузов.
Конструкция и оборудование помещений обеспечат комфортное проживание людей на борту «Северного полюса» даже в самых экстремальных арктических условиях, при температуре до минус 50 градусов. А запасы топлива и других ресурсов жизнеобеспечения позволят судну находиться в автономном плавании до двух лет.
Своим мнением о реализуемом проекте самодвижущейся платформы поделился исполнительный директор Ассоциации полярников Алексей Минкин.
- Могу сказать, что по задумке это прорывное техническое решение для обеспечения исследований в Арктике. Привычные нам дрейфующие станции, история которых началась еще в 1930-е гг., обречены. Те «папанинские» героические эпопеи полярников, обосновавшихся на льдине, сейчас уже уходят в прошлое. Главная причина тому — изменения ледовой обстановки в Арктике, происходящие в последние десятилетия. Из-за глобального потепления льды в Северном Ледовитом океане заметно сдают позиции. Во всяком случае прежние достаточно надежные условия пребывания на льдине дрейфующей станции с людьми обеспечить становится все труднее. Хотя здесь пока сезон на сезон не приходится.
История работы российских дрейфующих станций «Северный полюс» последнего периода выглядит не «безоблачно». Наша страна возобновила этот научный проект после длительного перерыва весной 2003-го. Тогда на льдине разместился лагерь станции «СП-32». Однако отработать весь запланированный срок участникам той экспедиции не удалось. Меньше, чем через год их пришлось эвакуировать на вертолетах из-за появления опасных трещин в огромном ледяном поле, на котором размещались домики, оборудование, склад... Были и другие подобные ситуации. Например, команду «СП-40», развернутой осенью 2012-го, вынуждены были через несколько месяцев спасать, выслав к ним атомный ледокол «Ямал», поскольку из-за активного таяния «приютившая» станцию льдина стала разрушаться.
В связи с таким развитием ситуации в Арктике будущие дрейфующие станции, видимо, будут базироваться именно на самодвижущихся ледостойких платформах - таких как достраиваемый сейчас «Северный полюс».