В участившихся авиакатастрофах увидели системный сбой: уровень специалистов снизился

Эксперты не склонны считать инциденты случайностью

Две последние катастрофы на Дальнем Востоке – с самолетом Ан-26 в Хабаровском крае и вертолетом Ка-27 на Камчатке продолжили серию участившихся в 2021 году летных происшествий. Всего с июня произошло уже полтора десятка ЧП. Что это? Случайность или налицо системный сбой? Эксперты склоняются ко второй версии.

Эксперты не склонны считать инциденты случайностью

тестовый баннер под заглавное изображение

По мнению члена экспертного совета в области гражданской авиации РФ, доктора медицинских наук Валерия Козлова, списывать большинство летных происшествий на ошибки экипажей – неправильно.

«То, что произошло этим летом в нашей авиации, иначе как проявлением глубокого кризиса авиационной системы, не назовешь, - написал Козлов в статье, которая размещена на сайте Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов». - …Падало все, почти во всех ведомствах и с такой частотой, что впору было останавливать полеты».

Статистика происшествий такая: менее, чем за три летних месяца произошло 11 авиационных ЧП, в которых погибли 54 человека. В июне произошла 1 катастрофа, в июле – 4 ЧП, в августе - 6.

«События с каждым месяцем нарастали, но никаких оперативных системных решений, судя по информации СМИ, никто не принимал», - обратил внимание эксперт. Пять аварий и катастроф произошло в гражданской авиации, пять – в военной авиации, 1 ЧП – в экспериментальной авиации.

Осенью печальная статистика продолжилась. В сентябре произошли пять катастроф: разбился самолет L -410 в Иркутской области (четверо погибших); упал самолет Як-12 в Белгородской области (один погибший); катастрофа гидросамолета в Ханты-Мансийском автономном округе (двое погибших); столкнулся с сопкой Ан-26 в Хабаровском крае (шестеро погибших); разбился вертолет Ка-27 погранслужбы ФСБ на Камчатке (трое погибших).

По мнению Козлова, «находясь в состоянии глубокого кризиса, авиационная система не способна обеспечить должного уровня безопасности полетов». Нужны не косметические меры, а кардинальные шаги.

«Та легкость, с которой в российской авиационной системе (гражданской и военной) во всех трагедиях обвиняют летчика (экипаж), заставляет поставить, что называется, вопрос ребром: кто должен отвечать за «плохого» летчика, действия которого привели к авиационному происшествию?», - задает риторический вопрос авиационный медик.

По мнению специалиста, сегодня состояние профессионального психологического отбора кандидатов летчики находится на крайне низком уровне. Снизился профессионализм летного состава. Но виноваты в этом не летчики, или, по крайней мере, не одни они. Одна из причин, считает военный медик - низкая квалификация и невысокая ответственность летчиков-инструкторов. Есть дефицит самих инструкторов.

Эксперт отмечает слабое обучение в летных училищах такому предмету, как управление ресурсами экипажа. «Трудно даже назвать авиационное событие, где были заметны хотя бы признаки умения командира воздушного судна грамотно строить управление в экипаже при возникшей на борту особой ситуации полета», - отметил Козлов, который участвовал в расследовании причин летных происшествий.

Еще одна проблема, по его словам, обеспечение работоспособности летчика и экипажа. «Все время звучат идеи сократить отпуска, увеличить нагрузку на летчиков, - отметил он. - Кроме того, не оптимально планируются ночные, трансмеридианные полеты, переносятся отпуска. Поэтому при таком отношении летчики могут идти в полет со сниженными функциональными ресурсами, утомленными. Вот еще одна системная причина трагедий».

По мнению эксперта, кадровая политика в авиации расстроена полностью. «Руководители без авиационного образования правят балл. Они во всех структурах… Основная масса – случайные люди», - отметил Козлов.

Есть проблемы с внедрением системы управления безопасностью полетов в отечественной авиации.

Во многом с военным медиком согласен эксперт в области вертолетной техники, авиационный инженер, Евгений Матвеев.

- В наблюдаемом нами всплеске аварийности, к сожалению, нет ничего нового, - сказал Матвеев «МК». - Периодически время от времени учащаются аварии и катастрофы. И ранее случались у нас и «черные» июли, и «черные» августы. Думаю,  вспышки аварийности – следствие системного кризиса, когда профессиональный уровень кадров не соответствует потребной интенсивности использования самолетов и вертолетов.

По словам Матвеева, в российской авиации «проблемы с разработкой, проектированием, производством, поставкой покупных изделий, обучением летного и технического состава».

- Парадокс, но по качеству старые вертолеты лучше, чем новые, - считает эксперт. - Спросите специалистов компаний-операторов. С эксплуатационной документацией такая же картина, в погоне за новыми формами теряется содержательность. А нормативная база? ГОСТы, ОСТы, стандарты – устарели, а новые - «переводные» - оторваны от реальности, никак не заработают. Научно-исследовательская работа просела.

Специалист напомнил, что сегодня, особенно в региональной авиации, эксплуатируются вертолеты и самолеты, разработанные и выпущенные 30, 40 и более лет назад.

За это время, отметил эксперт, физически должно было смениться не одно поколение конструкторов, производственников, пилотов, техников…

- К сожалению, наследие в 90-х разорвало цепочку поколений. Построенные по старым правилам вертолеты старше физически и морально тех, кто сегодня на них летает и обслуживает. Старики уходят, новое поколение – не готово. Не готово летать, обслуживать технику с должным уровнем безопасности. Повторюсь, проблема не возрасте авиатехники, а в уровне профессионализма. 

В целом произошло падение общей авиационной культуры. Налицо засилье менеджеров, которые научились красиво говорить, но не понимают, что нужно делать. Бесконечное реформирование свидетельствует об отсутствии ясной и понятной стратегии.  

- Что делать?

- Работать! Работать по-новому. В условиях неопределенности упрощать процессы, находить лидеров, способных ввести вперед и нести ответственность. И менять менеджеров на авиационных профессионалов.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28632 от 27 сентября 2021

Заголовок в газете: Черная полоса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру