Отсидит за «козла»: громкое дело физрука, получившего срок за помощь первокласснице

Задание на уроке было расценено как растление несовершеннолетней

Уже третий год в Ростове-на-Дону находится под прессингом 50-летний учитель физкультуры Вадим Шерстенников, обвиняемый в домогательствах к своим ученицам. Две школьницы обвинили учителя в том, что он к ним приставал прямо на уроке физкультуры в присутствии трех десятков учеников. Коллеги и остальные школьники считают, что девочка могла оговорить учителя, чтобы не заниматься нелюбимым предметом.

Ворошиловский районный суд, несмотря на то, что дело трижды прекращали за отсутствием состава преступления, признал учителя виновным и отправил его за решетку на 13 лет. Однако Ростовский областной суд отменил приговор, направив дело на новое рассмотрение. В ближайшее время Ворошиловский районный суд вынесет второй приговор.

Задание на уроке было расценено как растление несовершеннолетней
Тот самый зал

Активный физрук

Небывалый скандал в ростовской школе №30 вспыхнул в ноябре 2018 года. Мама одной из учениц первого класса написала заявление в правоохранительные органы. Поводом для заявления стали домогательства физрука к ее дочери — 7-летней Оле (все имена изменены. — Прим. авт.). По словам потерпевшей, учитель приставал прямо во время урока. Когда девочка выполняла гимнастические упражнения на «козле», физрук засовывал руку ей под шорты. Делал он это на протяжении всего школьного триместра.

Хотя еще в начале учебного года ничего не предвещало беды — Вадим Шерстенников спокойно работал в местном лицее.

— 1 сентября 2018 года я ехал на работу, мне позвонили знакомые и попросили найти учителя физкультуры в 30-ю школу — там было много неприкрытых часов. Предлагали мне, но я отказал, сказал, что меня все устраивает в лицее, где я тогда работал. Но меня все-таки директор уговорила взять первую смену. Я еще немного подумал и согласился, — рассказал Шерстенников.

Ребят надо было выводить на улицу, но возможностей у школы не было.

— Школьный стадион был убитый, и 4 калитки открытые на проезжую часть. Поэтому мне порекомендовали не проводить занятия на улице. Дети в шортах, не дай бог, кто-то упадет, поранится или сбежит домой. В общем, решили первое время заниматься в залах.

Со слов Вадима, в школе было три зала — большой, средний и малый. Малый представлял собой обычный класс, переоборудованный под спортивный зал. Первоклашкам отдали его. Но тут учитель снова столкнулся с трудностями— из инвентаря в малом зале были только шведская стенка, перекладина, мат и «козел», особо не потренируешься.

— Сначала первоклашки занимались легкой атлетикой, проводились эстафеты и подвижные игры. К середине октября учитель стал добавлять упражнения на мате, потом на стенке и только после этого перешли на «козлика», я так называю этот снаряд при детях. На «козлике», который был установлен в середине зала, дети выполняли перелезание, наскок, соскок. Мальчики стали перепрыгивать, а у девочек это не получалось. Несмотря на то что снаряд дается только со второго класса, у мальчишек все получалось просто замечательно. Девчата стали обижаться, что я только парням даю задания. Стал думать, какое упражнение дать девочкам.

Шерстенников подсмотрел какие-то элементы у цирковых артистов, что-то позаимствовал у гимнастов и дал упражнение — прогиб через «козла». Учитель сажал ребенка на «козла», одной рукой придерживал спину, второй держал ноги. Ребенок же должен был прогнуться назад и тянуться к мячику, который лежал на мате. Ребенок прогибался вниз за счет страховочных усилий учителя и поднимался вверх за счет них. По словам Вадима, прогиб через «козла» почти все девочки освоили легко.

«Что-то нехорошее»

По словам Вадима, первая четверть пронеслась незаметно — никаких нареканий ни к нему, ни к его предмету не было. Учителя-энтузиаста только попросили не вводить ничего нового и работать строго по программе в начале второй четверти. Все из-за двух видеокамер, которые в том числе установили в малом зале.

— Мне сказали, что ведется видеонаблюдение и нужно идти строго по программе. Поэтому три следующих урока я давал упражнения, которые выполнялись на матах, — пояснил учитель физкультуры.

12 ноября Шерстенникову позвонил директор школы и попросил зайти в кабинет.

— Я шел на уроки, переоделся и, ничего подозревая, пришел. Мне дали номер кабинета следователя и попросили явиться. Я, конечно, поинтересовался, в чем проблема, в ответ услышал: «Что-то нехорошее». В тот же день я был у следователя в кабинете — Следственный комитет через дорогу от школы.

Следователь рассказал физруку, что мама одной из его учениц — Оли — написала заявление. Женщина заявила, что Шерстенников домогался ее дочери во время урока физкультуры.

— Для меня это был шок! Я сразу вспомнил про камеры и попросил изъять видео — все вопросы сразу отпадут. Но мне ответили, что камеры только установили и не успели подключить... Тогда я предложил очную ставку и пригласить маму. На что следователь замахал руками, мол, не надо, сейчас такой шум поднимется. В общем, после этого меня отстранили от работы с детьми, но не уволили, — рассказал Шерстенников.

Кстати, то, что камеры не работали, Шерстенников не знал, это подтвердила директор школы Елена Кильченко:

— Камеры были установлены, но они не были подключены к видеорегистратору в связи с тем, что видеорегистратор еще не был доставлен в полном объеме. Монтажные работы проводились компанией по установке на осенних каникулах. Как только все оборудование было смонтировано, его же частями монтируют по школе, тогда его подключили. То есть на начало четверти камеры были установлены, но не были подключены. Об этом знали я и завхоз, — сказала директор, добавив, что физрук об этом «конечно, не знал».

Физрука сильно удивило, что мама сразу пошла в Следственный комитет, не зайдя при этом в школу. Следователь пояснил, что женщина боялась, что директор сможет отмазать учителя, а ей «надо его обязательно наказать».

Расследование

За два дня до появления заявления в Следственном комитете Оля пришла к маме в комнату и рассказала ей о домогательства учителя.

Из показаний Оли:

«С самого первого урока Вадим Николаевич, когда я делаю гимнастическое упражнение «мостик», подходит ко мне и засовывает свою руку мне в трусы, трогая между ног. Это происходит каждый урок физкультуры, на котором я занимаюсь в леггинсах и майке. Последние разы это было после осенних каникул — в первый учебный день 6 ноября 2018 года и 7 ноября 2018 года на уроке физкультуры, который идет четвертым уроком. Когда он засунул мне руку в трусы и стал трогать у меня между ног своей рукой, то сделал мне больно. Под майкой и попу он никогда руками не трогал. Насколько я знаю, никто из детей моего класса этого не видел. Занимаемся мы в спортивном зале, каждый раз он ко мне приставал в разных местах спортивного зала».

В Следственном комитете закипела работа. Были опрошены 115 человек — школьники и их родители. Опрошенные не смогли сказать ничего плохого в отношении физрука — предмет преподает хорошо, уроки нравятся, с детьми в меру строг, любимчиков нет. Более того, никто из детей-первоклашек, которые были на уроках, не смог подтвердить слова Оли, которая заявила о домогательствах со стороны физрука (во время проведения гимнастических упражнений несколько девочек стояли у «козла» и готовились к упражнению, остальные сидели на скамейке и смотрели, как выполняется упражнение).

При этом девочка заявила, что учитель приставал к ней «с первого урока физкультуры в сентябре 2018 года», и это происходило «каждый урок». Таким образом, учитель, исходя из данных журнала занятий, предпринял 21 попытку залезть девочке не то под шорты, не то под леггинсы. Удивительно, что никто из ее одноклассников не заметил нехороших намерений физрука, хотя уроки проходили в обычном классе, где все отлично просматривается.

Обвинения с самого начала показались Шерстенникову абсурдом — ведь обе его руки были заняты страховкой.

— Когда ребенок делает это упражнение, я не могу отпустить ни одну из рук — одной придерживаю спину, второй держу ноги, чтобы он не упал. Страховка обязательна! Иначе ребенок опрокинется — пресс у 7-летнего ребенка не настолько крепок, чтобы держать равновесие.

Кроме этой странности были и другие. Например, девочка никак не могла уточнить место преступления. Сначала она утверждала, что учитель приставал к ней «в разных концах зала», потом вспомнила, что это происходило «в углу зала», и, наконец, определилась — домогательства все-таки были на «козле».

А если школьница сообщает, что учитель приставал только во время выполнения упражнений на «козле», тогда это никак не вяжется с ее же утверждением, что домогательства происходили «с самого первого урока» — Шерстенников ввел гимнастические упражнения на «козле» для девочек только с середины октября.

Дело Шерстенникова три раза прекращали за отсутствием состава преступления. Однако прокуратура снова возвращала его на расследование.

— Следователи в открытую говорили, что объективно против меня ничего нет и на душу грех брать не будут. Но из прокуратуры снова возвращали дело, — рассказывает педагог.

И вот после месяца расследования в Следственном комитете появилось заявление... второй девочки Кати (все имена изменены. — Прим. авт.), которая оказалась лучшей подругой Оли.

Показания второй потерпевшей, которая вспомнила о домогательствах через месяц, выглядели уже более точными, хоть и очень похожими на показания Оли:

Из показаний Кати:

«На физкультуре я делаю упражнения для шпагата, становлюсь на «мостик», прыгаю, отжимаюсь. Уроки физкультуры начались не сразу, не с первого сентября, а немного позже, когда точно — не помню.

На уроке Вадим Николаевич иногда поднимает меня и сажает на «козла» и просит с него прогнуться, свесив голову, в это время он стоит рядом со мной и держит меня своими руками за ноги. Несколько раз, когда я делала это упражнение, Вадим Николаевич засовывал свою руку мне под шорты в трусы, трогая между ног... Это было несколько раз, сколько раз и в какие именно дни — я сказать не могу, потому что не помню. Помню, что это было на уроке физкультуры до осенних каникул и два раза сразу на первых уроках физкультуры после каникул... Когда он засунул мне руку в трусы, я находилась на «козле», провисая вниз головой, поэтому я не могла встать и уйти, трогал он меня между ног до того момента, пока сам не говорил подниматься. Своими действиями он мне больно не сделал».

Девочка также рассказала, что решила рассказать обо всем своей маме после того, как узнала, в чем обвиняют учителя физкультуры. Примечательно, что до этого Катя давала показания вместе с остальными одноклассниками и рассказывала, что уроки ей «очень нравятся», а учитель Вадим Николаевич «хороший».

— Я был поражен, когда узнал о втором заявлении. Дело в том, что Катя была очень активной на уроках, никогда не забывала форму, было видно, что занятия ей нравятся. Более того, после урока физкультуры я садился играть в шашки и звал ребят, которые успели переодеться. Делал это специально, чтобы в классе не было толкотни. Катя с удовольствием прибегала играть в шашки. Если бы с моей стороны были посягательства, стала бы она со мной играть? — недоумевает Шерстенников.

«Очень умная и очень уверенная в себе»

Педагогу прямо заявили, что его посадят, потому что «дети не врут». Так ли это? Разобраться в этом во многом помогла психологическая экспертиза, которую провели девочкам. И вот к какому выводу пришли психологи после работы с Олей:

«...Болезненно воспринимает критику, раздражительна, эмоционально незрелая, склонна к импульсивным поступкам… Любит привлекать к себе внимание, стремится к признанию, чувствительная к критике. Самооценка завышенная, с тенденциям к полярным суждениям... Оценила себя как очень уверенную в себе, очень общительную, очень вспыльчивую, очень красивую, очень умную и очень счастливую. Пояснить, в чем ей повезло или не повезло в жизни, не может — «не знаю».

После опроса одноклассников потерпевших выяснилось, что Оля считалась лидером в классе — отличница, вокруг которой всегда вилась вереница из девочек «попроще». При этом Оля всегда сама выбирала, с кем дружить, а с кем воевать из своей свиты.

Получается, что девочка по физкультуре уступала другим, что не позволяло ей во всем быть первой и лучшей в классе. А раз физкультура стала помехой, то от учителя нужно было как-то избавляться.

В опросе бывшего одноклассника Оли Артема, который выполнили адвокаты обвиняемого, скорее всего, и кроется ответ на самый главный вопрос: неужели Оля оклеветала физрука?

«Как относилась Оля к урокам физкультуры в начале первого класса, когда учителем был Шерстенников Вадим Николаевич? Любила ли она ходить на уроки физкультуры?»

«С первых уроков физкультуры, когда мы стали выполнять гимнастические упражнения («мостик», упражнения через гимнастического «козла»), у Оли не получалось их делать, в отличие от других учеников, и она этих упражнений боялась. Поэтому она не хотела их делать. Периодически она стала отсиживаться на уроках и делала упражнения, когда я на этом настаивал. Часто просто сидела на лавочке. Она единственная, у кого не получалось делать эти упражнения и кто не хотел заниматься. Еще были освобожденные, и они тоже не делали».

«Какова успеваемость у Оли по другим предметам?»

«Она отличница, одна из лучших в классе почти по всем предметам. Только по физкультуре у нее гимнастические упражнения получались хуже всех. Когда мы упражнения выполняли в группе, играли или бегали, тогда она делала это со всеми. А когда она должна была делать самостоятельные гимнастические упражнения, которые у нее не получались, она уже не хотела заниматься».

«Было ли такое, чтобы Оля приходила без формы?»

«Да. Оля нередко в первом классе приходила на урок без формы и подговаривала других девочек тоже приходить без формы. Я точно помню, что она подговаривала Катю прийти без формы... Она это делала, чтобы ей не было скучно самой сидеть во время урока на лавочке и было с кем разговаривать».

«Являлись ли Оля и Катя подругами с самого начала учебы в первом классе?»

«Да, они являлись подругами и постоянно общались».

«Могла ли Оля оказывать влияние, убеждать других что-то сказать или сделать? Могла ли она влиять, например, на Катю?»

«Да, могла».

«Как ты можешь охарактеризовать, если помнишь Катю, какая она по характеру?»

«Она активная, добрая, старательная, делала часто то, о чем ее просили не только учителя, но и одноклассники, помогала другим во всем».

Кстати, слова Артема совпали с выводами психологов, обследовавших Катю. По их мнению, Катя — девочка застенчивая и склонная к внушаемости. Возможно, в этом причина появления второго заявления. Кроме того, как выяснилось позже, еще одно совпадение — мамы девочек приехали в Ростов-на-Дону с Дальнего Востока и были дружны. На процессе женщины и вовсе сроднились. Своих дочерей, которым сейчас по 10 лет, они перевели в другие школы.

Мы попытались связаться с семьями девочек, однако родители потерпевших решили держать глухую оборону. Как только мама Оли и отец Кати услышали, по какому поводу их беспокоят журналисты, оба бросили трубки.

Семья

Наверное, стоит немного рассказать и о самом подсудимом. О себе Шерстенников говорит, не утаивая никаких деталей.

— Я родился к Караганде, в Казахстане. Спортом стал профессионально заниматься еще в школе. На всех соревнованиях представлял школу, играл в баскетбол. С 17 лет, еще школьником, проводил занятия у младших классов, и у меня даже была команда, с которой мы впоследствии в области заняли первое место по баскетболу, — рассказал Шерстенников.

По словам физрука, спорту и работе он отдавал все свое время. С первой возлюбленной построить семейную жизнь именно по этой причине не удалось.

— Меня тогда сильно занимали тренировки, работа в школе, постоянные поездки. В общем, с утра до вечера я был занят. Мы прожили три года и разошлись, потому что я не мог дать своей второй половине той тихой семейной жизни, которую она хотела, — рассказал Шерстенников.

Через некоторое время друзья перетащил физрука из Караганды в Краснодар — в основном из-за перспектив. Шерстенников вскоре подался в политику и даже работал инспектором по делам молодежи в предвыборной кампании «Яблока». Потом переехал в Ростов-на-Дону и работал в клининге. Работа была перспективной и доходной. Однако потом случилось несчастье.

— В Краснодаре у мамы нашли онкологию. Все накопления, которые у меня были на свое жилье, пришлось отдать на ее лечение и поддержку. После ее смерти я снова вернулся в Ростов-на-Дону. Снова начал заниматься учительской работой и снова копить деньги на жилье, — рассказал Шерстенников.

За три года до истории с Олей и Катей физрук познакомился с Леной — тихой и покладистой женщиной.

— Я тогда работал в лицее №11. Мама Лены — тетя Рая — работала там дворником. Слово за слово, мы познакомились, стали общаться. Она стала звать к себе в гости на чай. Пару раз я бывал у них в гостях, там познакомился с ее дочкой. Через год мы с Леной стали встречаться, — рассказал Шерстенников.

Еще через 2 года, когда умерла тетя Рая, пара решила жить в Лениной комнате, а зарплату Вадима откладывать на покупку своего жилья и свадьбу.

Кстати, по иронии судьбы Лена растила двух дочерей — школьниц, одногодок Оли. Девочки приняли нового жильца довольно хорошо. Вот что рассказала нам Лена:

— Вадим старался быть отцом моим дочкам — водил на игровые площадки, цирк, приучал к здоровому образу жизни. Одна из моих дочек увлекается спортом, поэтому у них были общие темы. Девочки его приняли. Когда мы сообщили, что собираемся пожениться, они обрадовались.

Семейную идиллию разрушил прогремевший скандал с первоклассницами.

— Все скопленные на квартиру и свадьбу деньги теперь пошли на адвокатов. Когда меня приговорили к 13 годам колонии, Лена мне честно призналась, что ни морально, ни материально не готова меня ждать. Мы расстались друзьями. Обиды не держу и хорошо ее понимаю, ей еще двух девчонок ставить на ноги...

По словам Елены, к бывшему мужчине она испытывает только теплые чувства, и, если бы не эта чудовищная история, которую она считает оговором, она бы ни за что от него не ушла.

— Когда заболела моя мама, а она болела очень тяжело, он возил ее в больницы, покупал лекарства, ухаживал за ней. Он был поддержкой. Конечно, я не верю, что Вадим в чем-то виноват, — сказала Елена.

Кстати, женщину, с которой жил Шерстенников до возбуждения дела и с которой он делил быт, не стали больше допрашивать: уж больно правильную характеристику она дала на бывшего гражданского мужа во время первого допроса.

Второй процесс

Конечно, девочки-лидеры и дружба против кого-то — довольно частые явления в начальной школе. В то же время такая характеристика должна была бы насторожить тех, кто безапелляционно утверждает, что дети не врут.

Однако ни характеристики Оли, ни результаты психолого-психиатрических экспертиз (они показали, что у Шерстенникова нет склонности к педофилии, а сами девочки не получили никаких психологических травм) все равно не вызвали у прокуроров сомнений. Не тронуло их и коллективное письмо родителей учеников в поддержку физрука (все подписавшиеся утверждали, что во время выполнения гимнастических упражнения их дети либо стояли рядом со спортивным «козлом», либо следили за тем, как упражнения выполняют девочки, и не заметили ничего подозрительного или преступного в действиях педагога (письмо имеется в распоряжении редакции. — Прим. авт.).

В итоге Ворошиловский районный суд очень быстро провел судебное разбирательство и признал Шерстенникова виновным в педофилии. Педагогу назначили наказание в виде 13 лет колонии строгого режима.

Ростовский областной суд спустя пять месяцев (все это время Шерстенников сидел в СИЗО) отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение.

Сейчас дело снова рассматривается в Ворошиловском суде новым составом. Однако и в этот раз адвокатам не позволили вызывать в суд специалистов, коллег, родителей, а также детей, которые учились с потерпевшими у Шерстенникова и могли дать показания в пользу учителя. Более того, адвокаты учителя просили провести эксперимент и показать, что физически страховать и выполнять еще какие-либо действия просто невозможно. Но и в эксперименте адвокатам отказали.

— Все обвинение строится только на показаниях девочек, их мам, со слов дочерей. При этом есть ребята, которые четко помнят и готовы говорить, что было на уроках физкультуры. Но суд отказался их опрашивать, мотивировав тем, что им может быть нанесена психологическая травма. При этом школьники не из робкого десятка и ведут себя увереннее некоторых адвокатов. Тогда я предложил допросить их родителей, которые беседовали со своими детьми. Но здесь суд отказал... Это нонсенс — судить человека по такой тяжкой статье и не опрашивать очевидцев, — рассказал адвокат учителя Михаил Ревякин. Также сторона обвинения во втором суде не огласила последние показания этих девочек от мая 2020 года, на основании которых и было вынесено обвинительное заключение. На данный момент суд задерживает выдачу протокола заседаний суда. Следующее заседание — 25 февраля 2022 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28731 от 23 февраля 2022

Заголовок в газете: За «козла» ответишь. И отсидишь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру