Сейчас, напомним, российские школьники начинают изучать историю с пятого класса. Преподаватели истории, с которыми мы поговорили, сходятся во мнении, что идея об обучении истории первоклассников возникла на фоне происходящих сейчас событий. «Решение ожидаемое», – говорят они.
Родители и учителя бросились выяснять – что означает введение этого предмета в первом классе, как это все будет организовано, по каким учебникам будут учиться малыши? Однако почти сразу же министр просвещения поправился: речь идет не о предмете как таковом. «Не уроки истории, которые начинались и будут начинаться с 5-го класса, а именно просветительские программы», – сказал он. Такие программы, по словам министра, которые приведены на сайте Минпросвещения, «можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир», изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки». Кравцов также пояснил, что историческое просвещение можно проводить «как во время урочной, так и внеурочной деятельности».
Член совета профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в беседе с корреспондентом «МК» отметил, что «и сейчас в рамках «Окружающего мира» в начальной школе есть информация и по истории, и по обществознанию, в том числе, детям рассказывается и про устройство государства».
– Как вы считаете, ввести историю как предмет в первом классе было бы полезно?
– Я думаю, что заявление Кравцова – это реакция на нынешний интерес к патриотическому воспитанию. Дети об этом и так узнают, только надо иметь в виду, что это будет не предмет, не наука история. Это будут сказки об истории, былины, например, про Илью Муромца... Что касается введения такого предмета в первом классе, то, по моему мнению, дети не могут до определенного возраста вообще интересоваться социальной реальностью. Дети проходят определенные этапы развития, и они должны еще «дорасти» до интереса к устройству общества и государства. Вот средняя школа – считается, что доросли...
Однако педагог истории и обществознания челябинского лицея №35, член Всероссийского экспертного педагогического совета Минпросвещения РФ Владимир Брюхов считает, что чем ребенок меньше, тем ему «все интересней».
– Пятиклассники, например, от всего в восторге, а уже к 8-му классу, к сожалению, школьники начинают терять интерес к каким-то предметам, и многое из истории проходит мимо них, – высказал мнение учитель. – Поэтому, если какие-то наиболее ключевые моменты нашей истории дети запомнят из начальной школы, то это только приветствуется. Насколько я понял, речь идет о внеклассных занятиях, о курсах окружающего мира, где и так была история. Это не предполагает какой-то дополнительной нагрузки на первоклассников. Конечно, все будет упираться в учителя, который преподает историю, и в начальной школе тоже. Если преподаватель сможет ясно, доходчиво и интересно донести до маленьких детей какие-то исторические факты, то я считаю, это только на пользу.
Также Сергей Кравцов сообщил сегодня, что «с 1 сентября следующего учебного года уже в каждой школе будет исполняться гимн в начале учебной недели и поднятие государственного флага».
И еще одно новшество, о котором объявил Кравцов, – Минпросвещения РФ в мае направит во все регионы рекомендации по использованию учениками мобильных телефонов. В том числе в них будет пункт по использованию детьми в школе своих гаджетов. Министр советует сдавать мобильные телефоны «перед входом в школу либо перед входом в класс», чтобы «они не отвлекали школьника на уроке». «Использовать только в том случае, если об этом просят учителя в рамках учебного процесса», – озвучил рекомендацию Сергей Кравцов.
Педагог истории и обществознания Владимир Брюхов прокомментировал «МК» этот вопрос так:
– Школы по-разному относятся к этому вопросу. У нас в лицее есть, например, такая практика. Мы предлагаем детям сдать в добровольном порядке устройство перед уроком (это касается учеников с 5-го по 11-й классы). Мы стараемся им объяснить, что они им мешают на уроках. Хотя дети есть разные, кто-то может положить старый свой телефон, а новый не сдать. Они кладут свои телефоны на подоконник, к примеру, или на стол, – у нас нет специальных шкафчиков. Хотя сейчас во многих школах есть специальные шкафы для этого. Дети по карточкам сдают свои телефоны, потом забирают. Сейчас нужно будет дождаться официальных приказов и распоряжений. Потому что часто все то, что издается под заголовком «рекомендации», регионы исполняют избирательно.