В России заговорили о начальной военной подготовке школьников

Эксперты оценили идею

В российских регионах начали всерьез обсуждать идею ввести в школах предмет Начальной военной подготовки (НВП), который старшее поколение хорошо помнит. Если инициативу внедрят повсеместно, сбор и разбор автомата, бег в противогазах и «Зарница» станут для наших детей повседневной реальностью.

Эксперты оценили идею

О возвращении НВП у нас в стране начали заговаривать еще несколько лет назад, но в последние дни такие призывы звучат все чаще – на совещаниях в школах, в прессе. К примеру, на днях полпред президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев сообщил, что эта тема обсуждалась на недавнем Совете по патриотическому воспитанию граждан, где он выступил в роли председателя. Идею о введении НВП он поддержал, напомнив, что в советской школе такие уроки были нацелены на то, чтобы укрепить статус службы в армии, а также для патриотического воспитания. Судя по всему, начавшаяся в школах практика ежедневного поднятия государственного флага и исполнения гимна, по мнению г-на Якушева, недостаточно такому воспитанию способствует.

– Я считаю, НВП зря убрали из учебной программы, – сказал в беседе с «МК» председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – У нас сейчас жизнь непростая – в связи с ростом террористической угрозы, в связи со специальной операцией. Это все не настраивает на мирный лад. Дети, к сожалению, должны быть готовы к нехорошим событиям и знать, как обезопасить себя. НВП – тот предмет, который способен эту задачу решить. И этот вопрос надо рассматривать на государственном уровне.

По мнению Панина, что нужно внедрить НВП не только в школах, но и во всех учебных заведениях, в том числе в вузах.

– Для девочек тоже или только для мальчиков?

– А какое это имеет значение? Базовые навыки нужны всем: надо знать, как действовать в той или иной критической ситуации, пользоваться тем же противогазом, стрелковым оружием – увы, это тоже необходимый навык на сегодняшний день.

– Но есть же предмет ОБЖ…

– Он, к сожалению, не отражает те реалии, с которыми мы сталкиваемся на сегодняшний день. На ОБЖ все дается в упрощенной форме. Этот предмет преподают в основном люди, которые сами не стакивались с критическими ситуациями.

Большинство опрошенных нами родителей признались, что не горят желанием «военизировать» своих детей. Те же, кто с пониманием относится к такой идее, отмечают, что на обучение их чад сборке автоматов, надеванию противогазов и стрельбе уйдет много времени, а, значит - увеличится школьная нагрузка.

– У моего сына – бальные танцы, репетитор по английскому, плавание. Когда ему автомат собирать? Ночью? – вопрошает мама Екатерина из Москвы. – Школы же сами столько лет приучали нас к тому, как важно допобразование, творческое развитие…

Оценить идею о введении НВП в школах «МК» попросил доктора психологических наук, академика РАО Александра Асмолова.

– В свое время по моей инициативе НВП в школах в старших классах были заменены на ОБЖ. Этот учебный предмет был введен для того, чтобы дети были готовы к поведению в критических ситуациях. ОБЖ выступает как особая школа поведения, способствующая принятию решений в условиях опасности. Когда же мы изменяем стилистику названия учебного предмета, возникает целый ряд проблем. – отмечает Асмолов. – Введение курса начальной военной подготовки я считаю риском для наших детей. Это приведет к невротизации детского сознания...

Напомним, что начальную военную подготовку ввели в советских школах еще в 1930-х годах. С тех пор ее периодически отменяли, а потом снова возвращали. Окончательно же этот предмет упразднили в 1991-м, посчитав после окончания холодной войны уже не актуальным. Теперь же все возвращается, а родители современных школьников уже полемизируют в чатах, уместно ли вводить этот предмет, тем более – сейчас.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28775 от 29 апреля 2022

Заголовок в газете: А штык — молодец

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру