«РИТМ-200» для ледокола «Якутия» покидает Подольск

А на «ЗиО-Подольск» уже работают над созданием «РИТМА-400»

Корабли бороздят не только космическое пространство, но и ледовые торосы. Кстати, Россия – единственная в мире страна, обладающая атомным ледокольным флотом. А на днях он станет еще мощнее:  на заводе «ЗиО- Подольск» изготовлена первая реакторная установка «РИТМ-200» для новейшего атомного ледокола «Якутия», которому уже в скором будущем предстоит проводить караваны судов по Северному морскому пути.

В ближайшие дни он отправится на стапели Балтийского завода судостроения, к своему ледоколу. По этому случаю на предприятии состоялся брифинг для журналистов.

А на «ЗиО-Подольск» уже работают над созданием  «РИТМА-400»
Фото: Изготовление РУ РИТМ-200 в цехах АО «ЗиО-Подольск». Пресс -служба Росатома

- Сегодня мы готовим к отправке уже седьмой корпус атомного реактора, - сообщил на пресс-конференции генеральный директор АО «ЗиО-Подольск» Владимир Разин. – То есть, можно говорить о серийном производстве. В июне «в свободное плавание» отправится восьмое изделие – еще один реактор для этого же ледокола. В будущем году поставим еще два – уже для другого ледокола – «Чукотка».

Для специалистов отрасли завод имени Орджоникидзе в Подольске в особом представлении не нуждается.  Предприятие уже изготовило самое современное энергетическое оборудование для трех российских ледоколов: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

Изготовление реакторов и другого корпусного оборудования реакторной установки «РИТМ-200» началось в 2013 году. Об особенностях реакторных установок «РИТМ» говорить не приходится – массовому читателю вряд ли что дадут их характеристики, скажем только что это уникальная разработка российских конструкторов и инженеров.

Современные атомные реакторы – это комплексный труд целого ряда предприятий Атомэнергомаша – машиностроительного холдинга Росатома - в Нижнем Новгороде, в Москве и, разумеется, в Подольске. Именно здесь «сердце» ледокола проходит окончательную сборку, жесткий контроль всех узлов. После чего отправляется по месту назначения, в данном случае в Санкт-Петербург.

Предприятие «Росатома» «ЗиО-Подольск» на сегодняшний день является изготовителем всех судовых реакторных установок нового поколения для ледокольного флота. Помимо «РИТМ-200», на разных стадиях изготовления находятся две более крупные и мощные реакторные установки «РИТМ-400»  - для перспективного атомного ледокола «Лидер». Инновационные решения позволят «Лидеру» иметь повышенные эксплуатационные характеристики. В частности, он сможет пробивать  лед толщиной 4,3 метра и прокладывать в ледяных торосах  канал шириной до 50 метров. Что, в свою очередь, поможет обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути - СМП.

Организаторы брифинга провели для журналистов экскурсию по заводу, ознакомили с технологическим процессом изготовления уникального оборудования.

Вот сборочно-сварочный цех, где готов к отправке на судостроительный завод в «северную столицу» атомный реактор «РИТМ-200». На ледоколе таких реакторов будет два. Если говорить по-простому, то каждый из них - это «бочка», диаметром 3,3 метра и весом 147,5 тонн. К ней уж пристыкована транспортная оснастка.

Мы присутствовали при историческом событии: на наших глазах огромный мостовой кран бережно и аккуратно переместил реактор на специальный транспортер, который и поедет по железной дороге.

Говорим «исторический» не случайно. «От нуля», когда на завод поступают листы металла и «под ключ» (к моменту отправки) прошло 27 месяцев. Это ли ни знаковое событие, это ли ни трудовое свершение?!

Кстати, от реактора к реактору инженеры и конструкторы предприятия сокращают сроки изготовления изделий. Так, на «РИТМе-200», благодаря внедренным (и уже запатентованным) ноу-хау, время на некоторые операции по механической обработке и сварочным процессам удалось сократить в 4-10 раз. (В скобках заметим такую технологическую тонкость: сварка днища с основным корпусом реактора длится... целых 6 суток! И днем, и ночью -– и чтобы никакого дефекта. Вот какой это ответственный и кропотливый труд).

Конечно, читатель может спросить: эти научные и технические разработки что конкретно дают экономике страны?

В Арктике, как известно, сосредоточено огромное количество природных ресурсов. Их транспортировка в арктической зоне идет по Северному морскому пути. Сегодня этот маршрут является реальной альтернативой знаменитому Суэцкому каналу.

Судите сами. Проводка торговых судов из Европы в Азию по СМП занимает на 10-15 суток меньше, чем по Суэцкому каналу. Согласитесь, что экономия времени имеет значение. В минувшем году по СМП было перевезено более 33 млн. тонн различных грузов. Цель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» довести объем грузоперевозок к 2024 году до 80 млн. тонн, а к 2030 году – до 110 млн. тонн.

Вот вам и экономика. Получается, что без ледоколов – не туды и не сюды.

Впрочем, в Подольске понимают важность освоения арктической зоны Северного морпути. Предприятие обеспечено заказами на несколько лет вперед, до 2028-30 годов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру