Учителей избавят от бюрократии и ощущения, что «клиент всегда прав»

Законодатели рассказали, каким будет российское образование в ближайшем будущем

В скором времени родителям придется отвыкнуть от мысли, что учитель — это обслуживающий персонал, который оказывает их детям услугу. Педагогам же предстоит привыкнуть к новому — вернее, хорошо забытому старому ощущению того, что учитель — это звучит гордо. Законодатели рассказали о том, каким российское образование будет в самое ближайшее время.

Законодатели рассказали, каким будет российское образование в ближайшем будущем

Во-первых, опубликована правительственная концепция по подготовке педагогических кадров в системе образования, рассчитанная на период до 2030 года (ее уже подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин). Согласно ей, взращивать педагогов будут со школьной скамьи. В некоторых школах уже есть педагогические классы, и эта практика будет расширяться. Дети, познакомившиеся с профессией учителя с юных лет, после школы станут осознанно переходить на следующую ступеньку. Сами педагоги считают такую практику очень полезной. Кстати, как уточнила глава Комитета по просвещению ГД Ольга Казакова, в России сегодня педагогов готовят 229 вузов и 440 средних специальных учреждений.

Концепция предусматривает и постдипломное сопровождение учителя — когда молодой специалист войдет в педагогический коллектив, помогать ему будут наставники.

Еще один важный акцент концепции — классное руководство, работа с родителями, инклюзия. На эти темы у многих педагогов всегда возникает много вопросов, и где искать ответы — они не знают.

— Если такие знания педагоги будут получать уже вместе со знаниями по предмету, то это, безусловно, улучшит работу педагога и укрепит систему образования в целом, — уточнила Ольга Казакова.

Еще один новый аспект в системе образования: педагогов попытаются разгрузить от лишних отчетов и прочих бюрократических манипуляций, на выполнение которых уходит драгоценное время. Учителя уже не первый год воют оттого, что из-за обилия такой обязаловки у них не хватает времени на свои прямые обязанности — практическую работу с учениками. Сейчас в Госдуме находится законопроект, который снизит нагрузку на учителя.

Проанализировав все документы (как бумажные, так и электронные), которые приходится готовить директорам, управляющим советам и учителям, разработчики проекта обнаружили, что от некоторых бумаг вполне возможно отказаться. Так, бумаги, касающиеся непосредственной работы учителя (отчеты по дополнительной работе, по работе с родителями, методические документы), действительно нужны. От бумаг по безопасности в современных реалиях тоже не откажешься. Но есть документы, которые делаются на всякий случай: никто не может объяснить, для чего они, и никто на них потом не смотрит.

— Например, какие-то списки, которые, может быть, никогда не пригодятся, какие-то справки, какая-то, может быть, даже информация, связанная с техническими приборами. Чего там только нет! — рассказала Казакова.

Минпросвещения обязано будет утвердить перечень обязательных для заполнения документов, и он должен быть публичным и постоянным. Важная поправка: такой перечень будет создавать субъект Федерации (ведь у каждого из них разная ситуация, разная отчетность), но по согласованию с Министерством просвещения.

О важности такой разгрузки педагогов «МК» рассказали учителя:

— Если взять в процентном соотношении, то на заполнение отчетов я трачу процентов 70 своего времени в школе, — говорит провинциальный учитель математики с 30-летним стажем Нина. — У меня в классе есть несколько детей, которые нуждается в дополнительной помощи. Я готова уделять им дополнительное время после уроков, но в этом случае мне пришлось бы уходить домой чуть ли не ночью.

— Считаю, что часть той информации, которую я обязана предоставлять по запросам разных сторонних инстанций, они вполне могли бы найти на сайте нашей школы. Но нет же: нужно обязательно все расписать по форме и переслать в бумажном виде, — возмущена директор школы Евгения.

Закон поддержали все фракции, наверняка его поддержит и Совет Федерации. Однако законодатели уточняют, что избавить учителей от излишней бюрократии аккурат к 1 сентября не удастся. Этот процесс постепенный, требующий депутатского контроля, но даже если у учителя было 40 бумаг, а стало 30 — это уже хорошо.

Уйдет из нашей жизни и понятие «образовательная услуга», подразумевающее торгово-рыночные отношения в системе «учитель–ученик» и то, что «клиент» (то есть ребенок и его родители) всегда прав и иных вариантов нет. Это словосочетание исключат из документов об образовании. Как поясняет Казакова, заходя в класс, учитель будет ощущать, что он «несет миссию» и «занимается госзадачей» и что он вправе «осуществлять те действия, которые считает нужным для воспитания и образования».

— Все законодательные инновации последних дней, последних месяцев направлены на поддержание высокого статуса педагога, — уточнила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

Она также добавила, что повышение авторитета учителей привлечет дополнительный приток кадров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру