Дистанционку в школах хотят запретить: как быть с домашним обучением

Внесенный в Госдуму законопроект допускает удаленные уроки только при чрезвычайных обстоятельствах

Дистанционка школам не нужна, и им пора запретить ее использовать. С такой законодательной инициативой выступила группа депутатов Госдумы. В нижнюю палату внесен законопроект, согласно которому школы и очные отделения в вузах не смогут проводить дистанционные занятия просто так, на свое усмотрение. Для этого у них должен быть ну очень серьезный повод — например, ЧС.

Внесенный в Госдуму законопроект допускает удаленные уроки только при чрезвычайных обстоятельствах

«Дистанционное обучение для школьников и студентов надо отменять», — категорично заявил в своем телеграм-канале один из инициаторов изменений, депутат Сергей Миронов. Он сообщил, что провел большое количество встреч с учителями, директорами школ и представителями родительской общественности и именно на основе их опасений сделал вывод, что дистанционка «не может дать качественных знаний» и даже «наносит вред здоровью детей».

Законодатель добавил, что с ним согласны и специалисты, сославшись на председателя совета Ассоциации учителей русского языка и литературы Людмилу Дудову. Ее организация тоже проводила опрос детей и преподавателей по поводу дистанционки, и большинство сказали, что их «такая форма не устраивает».

По мнению авторов инициативы, с помощью дистанционки некоторые школы и вузы пытаются решить проблему нехватки кадров, а также сэкономить, в итоге очная форма по сути становится очно-заочной.  «Обучение перед экраном электронного устройства (зачастую не приспособленного к этому) не может быть приравнено к обучению в образовательной организации, — говорится в пояснительной записке к документу. 

В итоге предлагается разрешить дистанционку только в отношении учеников, которые находятся на карантине, либо при возникновении (или угрозе) чрезвычайных ситуаций или в случае режима повышенной готовности.

Даже на очно-заочной форме обучения в вузах удаленные занятия, по мнению законодателей, возможны лишь в объеме, не превышающем 50% от общего. При этом подробного регулирования, чем именно отличаются друг от друга очная, очно-заочная и заочная формы, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» на данный момент нет.

Вообще же применение электронных форм обучения, согласно инициативе депутатов, может быть допустимо только с письменного согласия родителей ребенка. Изменения предлагается ввести с 1 сентября. Документ уже направлен в думский Комитет по просвещению.

Тут стоит вспомнить панику в школьных чатах во время пандемии, связанную со слухами о переводе всех образовательных учреждений в онлайн-режим полностью и навсегда. И угрозы родителей выходить к школам с транспарантами: «Долой дистанционку!». Однако этих же родителей «радостная» весть озадачила. Например, узнав о ней от «МК», председатель родительского комитета одного из пятых классов Анна заявила:

— Нельзя вот так рубить сплеча! А если ребенок приболел, но не хочет пропускать урок? Когда мой сын прошлой зимой простыл, его подключали из дома через Zoom. А еще у нас как-то учительница ногу сломала и тоже уроки онлайн проводила. Дистанционка, конечно, зло, но не всегда же!

— Эта новость меня встревожила, — рассказала «МК» бабушка школьника, профессионально занимающегося теннисом. — Наш мальчик обучается на образовательных онлайн-платформах на базе одной из государственных школ. Он чисто физически не может посещать уроки, потому что все свободное время у него тренировки, соревнования в других городах. Многие ребята-спортсмены так учатся. Некоторые вообще живут и тренируются за границей. Между тем, по мнению председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, такой законопроект действительно важен.

— Ситуация с дистанционкой во время ковидных ограничений показала, что в целом система образования и даже сами дети к подобным формам обучения были не готовы, поскольку и методических рекомендаций нет, и технические средства это делать не позволяют, — пояснил эксперт. — Не у каждого ребенка есть компьютер или гаджет, с помощью которого он может учиться дистанционно. Кроме того, где-то Интернет плохо работает, где-то его вообще нет…

Панин напомнил, что при дистанционном обучении возможность проконтролировать качество знаний резко падает.

— При очной форме учителю легко следить за посещаемостью, поскольку ребенок перед глазами. В форме дистанционного обучения проконтролировать явку и посещаемость практически невозможно: Это не ведет к получению качественных знаний.  Вообще же навести на мысль о такой инициативе экспертов могла масса и других нюансов. Например, многие школы и вузы, чего греха таить, во время дистанционки почувствовали возможность резко снизить свои расходы (например на уборку, электричество) и по большому счету заработали на этой ситуации. 

— А как же быть детям, которые находятся на домашнем обучении?

— Всегда были и есть исключения из правил. Я думаю, что законодателями это учтено, и как минимум этот момент будет обсуждаться на экспертном уровне. Уверен, что возможность для получения дистанционных знаний все-таки будет оставаться для отдельных категорий граждан, которые не могут учиться очно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28821 от 11 июля 2022

Заголовок в газете: Дистанционке — конец?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру