Темная сторона всемирной паутины: в США хотят контролировать интернет

Почему американских конгрессменов так озаботил «даркнет»

Ведущие политики США вдруг испугались великого изобретения человечества, которое движет в этом мире буквально все – образование, информацию и, конечно же, демократию, - интернета. Вернее, его ответвлений, особенно – криминальных, в том числе – даркнета. Они не просто углядели здесь угрозу, но и предложили взять «паутину» под государственный контроль. Хотя совсем недавно протестовали против такого же контроля, установленного в Китае. Чего так боятся американские конгрессмены, рассказал президент Всероссийской полицейской ассоциации генерал-лейтенант, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

Почему американских конгрессменов так озаботил «даркнет»
Фото: Pixabay.com.

– Юрий Николаевич, что же так возбудило американских политиков, что они вдруг ополчились против интернета?

– Совсем не вдруг. Предстоят промежуточные выборы в Конгресс. И, как это всегда бывает, начались игры и пляски вокруг голосов избирателей – нет ли подтасовок, вбросов и прочих вмешательств. А виртуальное пространство для таких вмешательств – идеальная площадка. На эту тему на сайте Исследовательской службы Конгресса США в конце июля был опубликован обзор о том, как «Dark Web»(«Темная сеть») может использоваться в законных целях, а также для сокрытия преступной или иной деструктивной деятельности.

– Но это – не новость. «Темный» контент для того и создается, чтобы проворачивать темные делишки. Что такого особенного усмотрели авторы обзора?

– Авторы обзора уделили особое внимание той части интернета, которая содержит контент, который не был проиндексирован и, следовательно, недоступен через традиционные поисковые системы. Он включает в себя контент в частных интрасетях (внутренних сетях, таких как сети корпораций, государственных учреждений или университетов) и коммерческих базах данных. Для доступа к этому контенту часто требуется аутентификация, т. е. проверка личности пользователя, и разрешение на доступ к контенту.

А внутри этой глубокой сети находится темная сеть, ее сегмент, который намеренно скрыт. Это относится к интернет - сайтам, к которым пользователи обычно не могут получить доступ без использования специального программного обеспечения. Владельцы этих сайтов часто скрыты. Пользователи получают доступ к даркнету, ожидая, что смогут обмениваться информацией или файлами с минимальным риском обнаружения.

– А что удивляет конгрессменов? Неужели они не знали о собственных военных разработках, которые сами же и финансировали? И не подозревали, что эти разработки будут использоваться в том числе и для информационных войн, и для кибератак?

– Действительно, путь к войне устлан изобретениями. Так и в даркнет можно попасть через децентрализованные анонимные узлы в различных сетях, включая Tor (сокращение от The Onion Router) или I2P (Invisible Internet Project). Tor и в самом деле - военная разработка. Он первоначально был выпущен как проект The Onion Routing в 2002 году и был создан Исследовательской лабораторией ВМС США как инструмент для анонимного общения в интернете.

Некоторые защитники конфиденциальности и безопасности отмечают, что использование Tor не может быть полностью анонимным (например, некоторые интернет-провайдеры могут видеть, что человек использует Tor, но не контент), и предлагают использовать Tor в сочетании с виртуальной частной сетью. VPN может обеспечить дополнительную конфиденциальность, поскольку VPN может скрывать интернет-активность, включая использование Tor.

Кстати, авторы обзора весьма подробно описали, как работает Tor, перенаправляя пользовательский веб-трафик через компьютеры других пользователей, таким образом подключаясь к интернет-сайтам опосредованно, а не напрямую, и предотвращая отслеживание трафика до исходного пользователя. Для этого Tor создает слои (например, слои «луковицы») и направляет трафик через эти слои, чтобы скрыть личность пользователя. Чтобы перейти от уровня к уровню, Tor устанавливает ретрансляторы на компьютерах по всему миру, через которые проходит информация. Информация шифруется между ретрансляторами и направляется через три ретранслятора, прежде чем достичь места назначения. Последний ретранслятор называется выходным ретранслятором, и IP-адрес этого ретранслятора рассматривается как источник трафика Tor. При использовании программного обеспечения Tor IP-адреса пользователей остаются скрытыми.

Таким образом, кажется, что соединение с любым веб-сайтом происходит с IP-адреса ретранслятора выхода Tor. Хотя данные о масштабах глубокой сети и даркнета и о том, как они соотносятся с поверхностной сетью, неясны, данные о пользователях Tor существуют.

Согласно показателям проекта Tor, среднее количество ежедневных пользователей Tor в Соединенных Штатах за первые шесть месяцев 2022 года составило 545 028 человек, или 21,3% от общего числа среднесуточных пользователей Tor во всем мире. В этот период в США было наибольшее количество среднесуточных пользователей Tor, за ними следовала Германия (10,29%). Финляндия (5,43%), Россия (4,94%) и Индия (4,08%).

– Насколько сложна навигация в этой темной паутине?

– Обычно традиционные поисковые системы часто используют поисковые роботы для доступа к веб-сайтам в поверхностной сети. Поисковые роботы выполняют поиск в интернете и собирают веб-сайты, которые поисковые системы затем каталогизируют и индексируют. Однако контент в глубокой сети и темной сети может не обнаруживаться поисковыми роботами (и впоследствии индексироваться традиционными поисковыми системами) по ряду причин, в том числе из-за того, что он может быть неструктурированным, несвязанным или временным. Таким образом, существуют разные механизмы навигации по глубокой сети и, тем более, темной сети.

Пользователи часто перемещаются по темным веб-сайтам через каталоги, где сайты организованы по категориям, как в Википедии. Люди также могут искать в темной сети с помощью поисковых систем.

Tor часто работает медленнее, чем другие веб-браузеры, отчасти потому, что трафик Tor направляется через несколько ретрансляторов, и на его пути могут быть задержки. Скорость также может быть снижена, когда в сети Tor одновременно находится больше пользователей. Однако увеличение числа пользователей, которые разрешают использовать свои компьютеры в качестве ретрансляторов, может повысить скорость Tor. Существуют также инструменты, такие как Tor2web, которые могут разрешить доступ к содержимому, размещенному в Tor, без загрузки и установки программного обеспечения Tor, но эти инструменты не имеют защиты конфиденциальности, связанной с Tor.

- Темной сетью пользуется только криминал?

– Dark Web за годы своего существования «прославился» организацией заказных убийств, продажей наркотиков, оружия и людей, распространением детской порнографии, крупномасштабными мошенничествами, отмыванием грязных денег и многими другими криминальными делами. Криптовалюта, такая как биткойн и монеро, является распространенной формой оплаты на рынках даркнета. В общем, программа, созданная в Исследовательской лаборатории ВМС США, породила опасного монстра.

Но авторы обзора называют и других клиентов. Так, люди во всем мире могут использовать интернет-службы анонимизации для сохранения свободы слова, конфиденциальности и анонимности. Например, они могут использовать их в качестве инструментов антицензуры для доступа к заблокированному контенту и обмена им или для политической активности в интернете в рамках диссидентских движений.

Частные лица могут использовать Tor и аналогичные сервисы для поиска форумов для обсуждения личных вопросов, таких как виктимизация или физические или психические заболевания. А компании могут использовать их для защиты своих проектов от шпионов и других лиц, которые могут попытаться получить конкурентное преимущество.

Журналисты также могут полагаться на службы анонимизации для общения с диссидентами или осведомителями, которые могут захотеть скрыть свою личность или поделиться просочившимися документами.

– Надо полагать, даркнетом пользуются и спецслужбы?

– Безусловно! В обзоре говорится, что точно так же, как преступники могут использовать анонимность даркнета, правоохранительные органы могут использовать его для ведения онлайн-слежки и спецопераций, а также для поддержания анонимных линий связи. Федеральные расследования дел даркнета в США часто являются межведомственными инициативами. Например, Объединенная группа по борьбе с преступностью и опиоидами в даркнете (JCODE) представляет собой инициативу министерства юстиции, возглавляемую ФБР, которое координирует федеральные расследования, направленные на пресечение онлайн-продаж незаконных наркотиков, особенно опиоидов.

Исследователи помогли определить области, в которых правоохранительные органы могут улучшить расследования темной сети. Национальный институт юстиции министерства юстиции через корпорацию RAND и Исследовательский форум руководителей полиции спонсировал семинар экспертов для определения приоритетных потребностей правоохранительных органов в отношении расследований темной сети. Рекомендации включали усиление обучения следователей выявлению улик в даркнете, улучшение обмена информацией между агентствами, изучение новых структур межведомственного сотрудничества, разработку новых стандартов сбора доказательств в даркнете, модернизацию законов, касающихся проверки почты и посылок за границу, расширение исследований взаимосвязи между традиционной преступностью и менее заметной преступностью, чему способствует даркнет.

– Конгрессмены ставят вопрос, как бороться с развивающимися технологиями и с злоумышленниками, которые используют киберпространство, включая темную сеть?

– Да, Конгресс обсуждает, следует ли расширять знания о преступной деятельности в интернете и поддерживать расследования правоохранительных органов в даркнете, и если да, то как. Авторы обзора предлагают Конгрессу обратиться к рекомендациям исследователей и правоохранительных органов.

– Как вы полагаете, Юрий Николаевич, установят ли в США госконтроль над интернетом?

– Могут попытаться. Но повторить слова Тараса Бульбы, сказанные своему сыну Андрию, «я тебя породил, я тебя и убью», вряд ли получится.

Да, в Конгрессе США опасаются, что перед предстоящими промежуточными выборами миллионы записей американских избирателей могут оказаться для продажи в Dark Web.

Такое уже случилось в октябре 2018 года, когда исследователи в области безопасности обнаружили в Dark Web в продаже 35 миллионов записей избирателей в США. Записи из 19 штатов США включали полные имена, номера телефонов, физические адреса, истории голосования и другую информацию, относящуюся к избирателям. Но ведь эта информация, с другой стороны, поступает от самих участников предвыборной гонки. Как же они могут у самих себя отобрать такой инструмент конкурентной борьбы?

– Но ведь государственные списки избирателей не секретны с самого начала? Какой смысл ими торговать в Dark Web?

– Да, политические организации, ученые и журналисты могут запрашивать информацию о регистрации избирателей, если записи не предназначены для коммерческого использования или не публикуются в интернете.

Однако в этом случае эксперты Anomali отмечали, что «когда эти списки объединяются с другими незаконно полученными данными, содержащими конфиденциальную информацию, например, номерами социального страхования и водительских прав, на подпольных форумах это предоставляет злоумышленникам ключевые точки данных для создания целевого профиля американского электората».

Особенно интересным являлось утверждение продавца о том, что они «получают еженедельные обновления регистрационных данных избирателей по штатам и получают информацию через контакты в правительствах штатов». Кстати, это открытие подтверждает, что информация является целевой, так сказать, поставкой. И это была не первая утечка информации о избирателей избирателей в США. Еще в 2015 году записи о примерно 191 миллионе избирателей попали в теневой интернет.

– Эти записи помогают влиять на результаты выборов?

– Зная так называемый «профиль американского электората», этот «профиль» можно корректировать в нужную сторону. Это – одна из задач информационно-психологической войны. Можно даже организовать в собственной стране эдакую «оранжевую революцию», наподобие той кампании, что была проведена против Трампа. А в расколотом американском обществе, где многие граждане США всерьез опасаются, судя по соцопросам, новой гражданской войны, массовая фальсификация выборов может стать подожженным фитилем для социального взрыва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру