Психологи дали советы родителям, чьи дети не хотят идти в школу

«Нагнетать атмосферу озабоченности оценками не стоит»

До 1 сентября осталось всего ничего, и многие родители уже столкнулись с проблемой, что их ребенок не испытывает горячего желания отправляться в школу – первоклассника может страшить неизведанное. 

     Как вести себя родителям в таких случаях и как исправить ситуацию, «МК» узнал у экспертов.

«Нагнетать атмосферу озабоченности оценками не стоит»

– Если первоклассник не хочет идти в школу, то родителям не надо ни о чем с ним говорить, это бесполезно; а нужно незнакомое и непонятное сделать понятным и веселым. То есть, все показать, – рекомендует профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров. – Походить с ребенком по школе, заглянуть в классы, найти предлог пообщаться с учителем. Но самый главный совет – познакомить его с кем-то из будущих одноклассников. Связаться с родителями и организовать до 1 сентября игровую встречу детей. Ребенок найдет себе друга и пойдет в первый класс с желанием «хочу увидеть Машу». В подавляющем большинстве случаев эти проблемы снимутся.

    – Если ребенок не хочет идти 1 сентября в школу (речь о младших классах), нужно аккуратно выяснить у него, почему, – советует семейный психолог Екатерина Кес. – Вместо того, чтобы сразу начать возмущаться: «Ну как же так, ведь это большой праздник!» и т.д. То есть, некоторые родители сразу начинают транслировать какие-то воспитательные наставления, даже не выслушав ребенка. 

    А причин, по которым ребенок не хочет идти 1 сентября на занятия, множество. Он может беспокоиться, что опоздает, что не найдет свой класс на линейке, что пойдет дождь и у него намокнет одежда, или ему не нравится его форма.      

    – Первое, что нужно сделать родителям, когда они узнают о причинах, это принять чувства ребенка, разделить его тревогу, – говорит Екатерина Кес. – Ни в коем случае не обесценивать его переживания: «Да ладно, что ты придумал!». Нужно сказать: «Я тебя понимаю, все-таки первый день. Что я могу сделать, чтобы ты не волновался? Хочешь, мы после школы куда-нибудь сходим и отпразднуем первый день?». Очень важно быть на стороне ребенка. 

Психолог также напоминает, что до 1 сентября еще есть время, чтобы потихоньку перестроиться на правильный режим дня, ведь во время летних каникул дети поздно ложатся и поздно встают. Тогда школьнику будет легче втянуться в режим учебного дня.  

   – Важно создавать доброжелательную обстановку по утрам в семье, – также подчеркивает Кес. – То есть не придираться к ребенку, не делать ему замечаний, потому что у него впереди тяжелый учебный день и важно, чтобы он шел в школу с хорошим настроением. Родителям лучше вставать пораньше, чтобы было достаточно времени на сборы, и не приходилось ребенка поторапливать. 

   Если у ребенка сложности в школе, напоминает эксперт, то ругать его – не лучший выход. Ругань, наказания не помогут разобраться в материале, понять его. А лучшая помощь – это создать доверительные отношения с ребенком, когда он будет рассказывать родителям обо всех своих проблемах в школе. 

    – Родителей вообще не должна беспокоить успеваемость, их должно волновать только то, нравится ли ребенку ходить в школу или нет, – в свою очередь, считает профессор Даниил Александров, – и еще, вкладывает он какие-то усилия в свое обучение или не вкладывает. Ему могут нравиться какие-то предметы или ему может нравиться обстановка, либо какой-то кружок – это уже хорошо! Нагнетать атмосферу озабоченности оценками не стоит. 

    Есть простые способы мотивировать ребенка. Например, превратить учебу в игру или в спорт, но такой приятный спорт. Если ребенок не понимает, зачем ему математика, надо найти кружок или веселые занятия онлайн. Что касается спорта, то там обычно есть товарищи, с которыми дружишь, но, в то же время, с которыми ты конкурируешь. «Я бегу в шахматный клуб, потому что я хочу увидеть своих друзей и потому что хочу у них выиграть». Так же и в школе должно быть. Надо помочь найти ребенку найти в школе мотивированных товарищей. Если у него там нет мотивированных товарищей, надо искать другое учебное заведение. Если вокруг него дети, которые не интересуются учебой, а интересуются какой-то дурью, то ваш ребенок, скорее всего, тоже ее подцепит. И здесь никакие разговоры взрослых или родителей не возымеют действия, потому что с возрастом для ребенка важней становятся его товарищи.  

    О психологических приемах, как мотивировать детей, рассказала Екатерина Кес:   

  –  Есть такое «правило зеленой ручки». Когда ребенок показывает тетради с выполненными заданиями, то, как правило, родители обращают внимание на неточности – это то же самое, когда учитель красной ручкой исправляет ошибки. А «метод зеленой ручки», это когда мы, наоборот, обращаем внимание на то, что ребенок сделал правильно, хвалим его за это: «Какой красивый у тебя почерк!», «А вот эти примеры ты правильно решил!». Это создает хорошую внутреннюю мотивацию к учебе. Ребенок начинает учиться хорошо, когда у него есть опыт успеха, когда он начинает больше верить в свои силы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру