Семью с пятью детьми принудительно переселили без улучшения жилищных условий

Ошибка в использовании маткапитала стала роковой

Семью с пятью детьми, младшей из которых нет и года, принудительно переселили. «В нашем доме мы оставались последними. Отопления уже не было». Отец семейства отстоял в льготной очереди на улучшение двадцать с лишним лет, но обещанной квартиры так и не дождались. А теперь их вещи судебные приставы по решению суда просто взяли и отправили в такую же двушку, как и была до сих пор.

«Мы не против переехать. Наоборот, очень этого хотим. Но дайте нам нормальную квартиру, в той, в которую нас перевезли сейчас, приходится по 8 метров на человека. Две комнаты, 59 метров общей площади - и все это на семерых человек, из которых пятеро несовершеннолетние разнополые дети. Это не вписывается ни в какие социальные нормы», - жалуется Надежда Суворова.

Ошибка в использовании маткапитала стала роковой

До понедельника многодетная семья москвичей Суворовых на основании договора социального найма проживала в двухкомнатной квартире общей площадью 41 квадратный метр в Филях-Давыдково. Квартира им осталась ещё от бабушки супруга, которая умерла три года назад. «Раньше мы ютились у свекрови, сейчас ответственный квартиросъёмщик - муж. На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий он стоит с 2001 года. То есть уже больше двадцати лет».

Получается, сам отец семейства встал на очередь ещё школьником. И всю жизнь простоял в ней… Очередь почти не двигалась.

Так как им недавно прислали ответ, что количество семей, поставленных на учёте по улучшению до Александра Суворова, на сегодняшний момент - 17092.

Сейчас старшему сыну - 16, дочери -14. Следующим общим детям - 6 лет, 2 года и самая младшая родилась совсем недавно, в марте 2022 года.

Оба супруга работают на оборонных предприятиях, то есть их труд важен и нужен - особенно в нынешнее время.

Когда они узнали, что дом был включён в программу реновации жилищного фонда, то очень обрадовались, это был реальный шанс переехать.

Когда родилась младшая дочь, супруги сразу же подготовили все документы и заявление, чтобы и ее тоже поставить на улучшение. Но им отказали на том основании, что перерегистрация учётного дела была проведена в январе этого года, девочка появилась на свет чуть позже, так что следующая перерегистрация с ее участием возможна не ранее, чем через год. Ок, временно минус одна девочка, ладно. Но шестеро то человек остаются.

«В мае нам наконец дали смотровую на трёхкомнатную квартиру. Там было 72 квадрата. До этого все варианты предлагали в районе 60 метров. Поэтому мы сразу подписали согласие и уже начали собирать мебель и вещи».

Но, по словам многодетных москвичей, это предложение вдруг было неожиданно аннулировано. Точную причину такого решения они не знают до сих пор. «Нам ничего не объяснили, как, почему, мы ничего не поняли. Попросили разъяснить этот момент, почему нам отказали в трехкомнатной квартире. А нам вдруг сообщили, что наши дети, оказывается, и вовсе не стоят на улучшение жилищных условий в качестве нуждающихся, что муж до сих пор на этом учете стоит один. Хотя мы несколько раз подавали информацию о детях, и все документы на руках. Но раз детей в списках нет, то нам положена только равнозначная двухкомнатная квартира, как была и до этого, единственно, вместо 41 метра - 59 метров, это и будет считаться улучшением. Поэтому с льготной очереди его снимают».

Да, во всех разъяснениях, которые присылали Суворовым, указывалось, что в очереди на получение жилья «вне очереди» стоит почему-то только один отец, а не члены его семьи. Но разве это вина родителей, что несколько несовершеннолетних москвичей по бумагам куда-то «потерялись»?

В конце августа 2022 года «недостающих» младших детей не то, чтобы нашли, но поверили, что они есть и тоже нуждаются в улучшении жилищных условий. Суворовым пообещали, что как только их поставят на учёт, вопрос будет решён. Нет, сейчас квартиру большей площади им все равно не дадут, зато предоставят дополнительную субсидию. «Предварительно сообщили, что это «может быть» до 4,5 миллионов рублей, но мы сами потом пересчитали по специальному калькулятору и оказалось, что, скорее всего, будет не больше 1 миллиона 700 тысяч рублей. Как мы уже поняли, пообещать-то можно все, что угодно, но как мы сможем улучшиться на эту сумму при нынешних ценах? Этого нам даже на то, чтобы сменить двушку на трёшку не хватит».

Есть норматив, установленный пунктом 6 статьи 20 Закона Москвы от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения («на семью из шести и более граждан - жилое помещение площадью 18 квадратных метров на одного члена семьи».) Суворовы считают, что в их ситуации этот норматив не соблюдён. 8 метров - явно не 18. Между тем, чиновники настаивают, что двушка, куда их принудительно переселяют - лучшее из того, на что семья вообще может рассчитывать.

Лишний домик в деревне

Оказывается, при расчёте социальных норм были учтены ещё и 44 квадратных метра в деревне в Саратовской области, которые на правах собственности принадлежат Надежде Суворовой. Она сама оттуда родом и в своё время в 2010 году, когда детей было ещё двое, купила 1/2 часть дома по ипотеке за материнский капитал. Просто, чтобы хоть что-то было. Да, изба старая, находится в 150 километрах от Саратова, почти в 1000 километрах от Москвы, так что при всем желании родителям с детьми, проживающим в столице, от неё не горячо и не холодно.

«Но ее включили в общий метраж и посчитали, что в отношении нашей семьи все социальные нормы предоставления жилья, с учетом моей собственности в саратовской деревне, учтены», - вздыхает Надежда. Она говорит, что они и рады были бы избавиться от этого дома, продать пусть даже и по дешевке. Да не могут. Так как это будет считаться ухудшением жилищных условий для несовершеннолетних детей. А сейчас, получается, их условия не ухудшились?

12 сентября 2022 в Дорогомиловском суде слушался иск о принудительном выселении этой многодетной семьи. Суд Суворовы проиграли. «Мотивировочную часть решения нам до сих пор не дали, мы на это жаловались уже. Только исполнительный лист был у приставов, когда они нас выселяли».

К тому времени из их переселенной пятиэтажки все соседи уже выехали. Дом идёт под снос. Суворовы остались последние. Задерживают начало работ. Свет и вода там ещё были. Но отопление даже не подключали.

Находиться в такой холодрыге с грудным ребёнком совершенно невозможно. Поэтому всех детей месяц назад, как на улице стало холодно, перевезли в однокомнатную к бабушке, пока сами паковали вещи.

До позднего вечера на их последнем пятом этаже горело единственное окошко… А утром пришли приставы, и сделать было ничего уже нельзя.

«Да, мы до последнего отказывались добровольно переселяться всемером в ту крохотную двушку в 59 квадратных метров, потому что понимали - стоит нам туда переехать – и все, мы никогда оттуда не выберемся», - объясняют своё упорство Суворовы.

Сопротивляться и возражать было уже бесполезно. По факту новую квартиру им предоставили. Наверное, они могут, если хотят, ещё раз подать на улучшение жилищных условий - к своей пенсии Александр с детьми ее, может, и получит. Но это не точно. Очередь большая.

Более быстрый вариант - опять же попытаться отстоять свои права в суде, 15 декабря 2022 года будет слушаться их ответный иск о нарушенном праве на предоставление жилого помещения вне очереди не менее, чем из трёх комнат по программе реновации.

«Ваш жилищный вопрос будет рассмотрен в соответствии с нормами действующего законодательства в порядке очерёдности», - ответили им в очередном письме от 5 октября 2022 года. Они надеются, что там их доводы и просьбу услышат.

Семеро по лавкам

«Вы сами подумайте - как нам дальше жить всемером на 59 метрах?» - недоумевают Суворовы. Если исходить из социальных нормативов, то действительно, должны были дать квартиру не менее 100 квадратов.

«Как же так - везде говорят, что нужно помогать многодетным семьям, что они оплот и будущее России, но почему-то выходит вот так, что до нас никому нет дела», - разводит руками и Надежда Суворова. У неё теперь много забот. Надо распаковывать вещи на новом месте. Хотя в глубине души Надежда все же надеется, что их вопрос будет решён не только по закону, но и по справедливости.

Кому только они не жаловались: от столичной мэрии – до Уполномоченного по правам ребёнка. И везде их жалобы просто пересылают по инстанциям или пишут в ответ отписки о высоком, в отделе социальной защиты района, например, Суворовых проинформировали, что «в соответствии с Семейным Кодексом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии».

А если ещё есть какие-то вопросы, порекомендовали обратиться в суд. Но при этом не рассказали, как лучше заботиться о физическом и психическом здоровье на восьми метрах на человека, включая взрослых челнов семьи.

Комментарий юриста

«Парадокс в том, что ситуация с этой многодетной семьей со стороны кажется совершенно несправедливой, абсолютно законна с юридической точки зрения, - говорит юрист Александр Сковородко. - По-крайней мере, как я вижу из той информации, которая была предоставлена.

Надо понимать, что если дело касается недвижимости, тем более, которую бесплатно предоставляет государство, надо заранее проверять все до последнего документа. То, что у мамы была приобретёна часть дома за материнский капитал в ипотеку, и эти метры учитывались при предоставлении нового жилья - очень серьёзное обстоятельство. Да, дом находится в саратовской деревне, и там никто из членов семьи не живет. Но это ничего не значит.

У меня в практике был случай, когда семья боевого заслуженного офицера должна была получить квартиру в Москве, но буквально за неделю до вручения ордера добрая бабушка подарила внучке квартиру в Рязани. Все, вместо положенной трешки - дали однушку, потому что вычли метраж рязанской квартиры.

Ещё конкретный пример - семья должна была получить жильё не просто в Москве, а в районе Балчуга - в самом сердце Замоскворечья. На руках было судебное решение. Оказалось, тесть в Воронеже ещё давно приватизировал часть своей квартиры на дочку и на внучку и никому ничего не сказал. Правда выяснилась слишком поздно. Ещё и разбирались, нет ли здесь мошенничества со стороны получателей жилья. Поймите, никого не интересует разница в стоимости недвижимости - что в Москве она стоит десятки миллионов, а в провинции - два или три, при вычислении социальных нормативов учитывают только квадратные метры. Было положено по нормативам 100 + квадратов? 59+44 = 103. Поэтому всегда следует хорошо подумать, прежде чем принимать решение о приватизации или использовании материнского капитала.

Что касается «неучтенных» детей, которые также должны были стоять в очереди на улучшение жилищных условий, но куда-то исчезли, то тут нужно более внимательно смотреть, почему так произошло, и кто конкретно может быть в этом виноват. И обращаться в суд, если люди предполагают, что их права были нарушены. Хотя, с точки зрения того, что пострадала многодетная семья москвичей, конечно, этот вопрос, я считаю, должен быть решен в индивидуальном порядке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру