«Дети приходят в школу все менее подготовленными»

Учитель разобрала пробелы первоклашек

В ходе только что проведенного крупной образовательной платформой исследования выяснилось, что сложнее всего дается детям в младших классах. «Ученики начальных классов имеют проблемы в формировании следующих умений: писать слова без орфографических ошибок, решать текстовые задачи по математике, определять безударные гласные в корне слов, решать примеры с использованием таблицы умножения».

«МК» выяснил у учителей начальных классов — как эти проблемы преодолевать?

Учитель разобрала пробелы первоклашек

Четверть опрошенных учителей и родителей отметили, что детям тяжело дается написание слов без орфографических ошибок. К основными причинам такой ситуации учителя отнесли «плохое восприятие ребенком слов на слух, низкий уровень концентрации внимания и объема памяти». Трудно дается первоклашкам и решение задач на движение, время и вычисление площади. Им непросто вычленять условия и ключевой вопрос задачи. У детей также наблюдаются проблемы с вычислительными навыками, а именно с умножением на двузначные и трехзначные числа, сложением и вычитанием через десять, делением столбиком.

- Прежде всего, отмечу, что с каждым годом дети идут в первый класс все более неподготовленными, – поделилась с «МК» учитель начальных классов, логопед Светлана Старцева из ХМАО. – Детские сады вроде как стараются подготовить детей к школе, научить читать, считать – это требования программ к выпускникам детских садов. Наши же пожелания, как учителей начальных классов, чтобы в детских садах при подготовке к школе воспитатели больше обращали внимание на развитие мелкой моторики у детей, чтобы у ребят был правильный захват карандаша. Только единицы умеют работать с ножницами, аккуратно выполнять аппликации, работать по инструкции. Нет навыка играть по правилам в настольные игры. Этому, конечно, не только детский сад должен учить, но и родители. Если речь о математике, то это должен быть не просто счет от 1 до 10. Дети должны знать и называть соседние числа, прямой и обратный счет. Очень много проблем у ребят с пространством. Они не умеют ориентироваться на бумаге в клетку, где верхний, где правый угол... Не знают правую и левую стороны, у них нет представлений о временных отрезках. Немногие могут назвать дни недели, времена года, дни рождения свои и своих близких. Не могут правильно назвать отчество родителей или свое, коверкают их.

По словам учительницы, детям без такого фундамента очень трудно приходится в учебе. В качестве отдельной проблемы Светлана Старцева выделила увлечение родителей модными трендами – например, «скорочтением». Оно детям может навредить, так как они еще не умеют правильно сливать слоги... У родителей сложилось мнение, что готовить к ЕГЭ детей надо, а к начальной школе – не обязательно, садик, мол, и так всему научит. В итоге, дети не могут осилить самую обычную традиционную программу.

  – Как облегчить изучение детям орфографии, чтобы они писали без ошибок?

– Не открою Америки, если скажу, что дети сейчас очень мало читают. У меня сейчас четвертый класс, и у них сильно хромает и техника чтения, и словарный запас маловат. Если ребенок мало читает, он не знает лексического значения многих слов. А потом получается, что, когда при выполнении ВПР нужно перефразировать какую-то фразу или объяснить значение слова, то такие задания ставят детей в тупик. Ударения ребята не умеют правильно ставить...

С одной стороны, увлечение детей гаджетами может сыграть и положительную роль, говорит учительница, смотря для каких целей их использовать: ведь можно же находить в них полезную информацию и читать. Но, к сожалению, чаще дети используют телефоны для других, развлекательных целей.     

  Детский психолог Ольга Кондрашова дала два самых важных совета для родителей первоклашек. Первое: мамы и папы должны понимать, что, как и любая новая деятельность, выполнение уроков для вашего ребенка – это навык, который нужно ему показать и помочь освоить. Нужно открыть вместе с ним дневник, вместе прочитать домашние задания и наводящими вопросами, в ласковой манере, помочь ребенку их понять. Первое время не отходить от ребенка, пока он их выполняет. Второе правило – «нужно хвалить, поощрять и поддерживать». Первоклассник в школе постоянно находится в зоне того, что он чего-то не умеет. Это вызывает у него тревогу, чувство неопределенности, быть может, даже разочарование в себе, своих способностях. Нужно подчеркивать его успехи, чтобы он сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо поднапрячься. Справился с трудным заданием похвалите, покажите, как вы рады за него. Ошибся, ничего, главное, чтобы он понимал, что может это исправить, и верил в свои силы!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру