День оленевода: как на Ямале отмечают национальный праздник

Забеги на оленях и яркие наряды

Российский север – место необычное, чарующее. На сотни километров вокруг не меньше 9 месяцев в году - лишь снег и торчащие из-под него редкие сосны. Несмотря на кажущуюся неприветливость местной природы, живет здесь немало народов. У нас в стране их называют термином «коренные малочисленные народы Севера». Сохранение их национальной культуры, традиционного уклада жизни и улучшение бытовых условий является важным направлением социальной политики компании «Роснефть».  «МК» отправился в этническую деревню Харампур в Ямало-Ненецком округе, восстановленную при поддержке нефтяников, чтобы поучаствовать в праздновании юбилея поселения, а также выяснить, зачем местные кочевники раз в год преодолевают десятки километров, чтобы собраться вместе.

Забеги на оленях и яркие наряды
Фото: ПАО «НК «Роснефть»

Не узор – а тайный смысл

На импровизированной площади на берегу одноименной с деревней реке Харампур в этот день было многолюдно. Детишки в национальных костюмах сновали туда-сюда со щенками в руках, взрослые рассматривали товары на приехавшей ярмарке, а участники соревнований готовили оленей. С установленной позади частных домиков сцены выступали артисты и местные жительницы, демонстрировавшие искусно вышитые костюмы.

На один такой выходит, навскидку, пара килограммов бисера. Как рассказала глава администрации деревни Харампур Мария Климова, узоры на ягушках (женский национальный костюм) имеют важный смысл. Каждый завиток или линия несут массу информации – это и статус носящего, и его род деятельности, и его национальность. А некоторые рисунки могут поведать целый рассказ о жизни коренных северян.

«Я сама дочь потомственных оленеводов. Как и другие жители, я чту традиции моего народа. Например, моя синяя ягушка говорит о том, что я - березка. У нас из нее делают пеленки для детей! Поверьте, для малышей это лучший антибиотик и антисептик. И это не все. Береза помогает всегда. Если плохо, то обними это дерево и станет лучше», - говорит Климова.

Яркие наряды нужны не только для рассказа, но и для того, чтобы обратить на себя внимание. В Харампур приехали представители пяти народностей: лесные и тундровые ненцы, селькупы, ханты и коми-зыряне, для всех них этот праздник – возможность встретиться, обсудить новости. А для молодежи – познакомиться и даже пожениться!

«День оленевода – это поддержание традиций. Праздники проходят по очереди в разных муниципалитетах. Так совпало, что сегодня и еще одно событие – 90-летие уникальной деревни Харампур.Два десятилетия назад здесь стояло всего несколько домов, а сегодня благодаря поддержке «Роснефти» деревня представляет собой современное поселение с развитой социальной инфраструктурой, - рассказывает глава Пуровского района Антон Колодин.

И правда, на какую девочку–подростка ни глянь (а местные девчонки, к слову, выглядят от 15 до 30 одинаково), все как одна - красавицы. Волосы убраны в цветастый платок, реснички подкрашены – сразу видно, к смотринам готовились.

«Я сама с мужем познакомилась на Дне оленевода. И дочерей привожу каждый год. Конечно, у молодежи есть интернет, и они там общаются, но без встреч вот таких живых, им не обойтись», - говорит местная жительница Татьяна.

Как выиграть в забеге на оленях?

Приезжают на День оленевода семьями и чтобы поучаствовать в конкурсах, за которые положены ценнейшие для северного жителя призы – снегоходы или мотонарты. Это и борьба, и метание тынзяна на хорей – заброс лассо на специальную длинную палку для управления оленями. Но самыми интересными и зрелищными соревнованиями по праву считаются гонки на оленях.

«Женщины участвуют в стартах поодиночке, а мужчины сразу все. Олени, по сути, дикие животные. Они могут прыгать друг на друга, не слушаться. У мужчин хватает сил их обуздать, а вот у женщин – нет. Поэтому, чтобы было безопасно, женщин запускают с упряжками по одной. Потом судьи сравнят их время и назовут победительницу», - объясняет участник мужского забега Алексей.

Забег для прекрасной половины северян сопровождался визгом и криками. К финишу погонщицы приезжают раскрасневшиеся, растрепанные, с трясущимися от напряжения руками. Видно, что управлять четверкой оленей – дело не простое.

«Я участвовала в соревнованиях в 13 лет первый раз. Сейчас уже заездов 5-6 выиграла. Нам хорошо, ведь упряжки готовят мужики, оленей дрессируют тоже они. Но я знаю подход к животным, до заезда с ними разговариваю, по кличке называю. Хотя и без применения силы тут не обойтись. Но, скажу честно, в моей четверке любимого оленя нет. Он в стойбище, так как он – лодырь, и толстенький. Я его назвала Морозко, потому что он белоснежный, и, видимо, разбаловала», - еле переводя дыхания и улыбаясь, рассказала погонщица Юлия.

Ближе к завершению праздника на озере Лебяжьем неподалеку проходит мужской масс-старт. Вот тут эмоции уже не от погонщиков, а от зрителей. Гонка идет от силы минут 5-7, но в это время зрители буквально сходят с ума. Крики, улюлюканье, а после появления лидера – искреннее ликование! Олени приходят к концу трассы настолько уставшие, что чуть ли не падают, из их рта выходят столпы пара. Вот это накал!

Деревня Харампур

Пройдясь по самой деревне Харампур сложно поверить, что еще в начале нулевых она была в полном упадке. Тогда на эту землю пришли нефтяники и твердо решили спасать этот исторический населенный пункт.

Девятнадцать лет назад дочернее предприятие «Роснефти» «РН-Пурнефтегаз» взяло шефство над национальной деревней. За это время нефтяники реализовали множество социальных и благотворительных программ, направленных на развитие этнического поселения. Харампур стал центром культуры лесных ненцев. «Роснефть» заново выстроила коммунальную и социальную инфраструктуру населённого пункта: подъездную дорогу, очистные сооружения, инженерно-коммуникационные сети, культурно-досуговый центр, библиотеку и 20 капитальных коттеджей, стилизованных под традиционное жилище – чум. В поселке также построили школу-интернат, где дети оленеводов и рыбаков, помимо общеобразовательной программы, изучают родной язык и традиционные ремесла.

«Сейчас у нас очень много детей. Всего жителей порядка 800 человек. Здесь построено очень многое за последнее время,. На заре нулевых деревню практически заново отстроили. Появились хорошие теплые дома из красного кирпича, которые напоминают чумы. Они светятся вечером. Мы планируем развивать этнотуризм. Отреставрированы туристические домики. Люди из Губкинского и Тарко-Сале смогут приезжать сюда на выходные, наслаждаться красотой деревни, ездить в стойбища, окунуться в полноценный быт лесных ненцев. Социальные условия тоже развиваются. Есть детский сад, школа-интернат, открыт музей, дом культуры – то есть все есть. Для молодежи важны все эти условия, тот же интернет должен не отличаться по скорости от городского», - рассказал Колодин.

Фото: ПАО «НК «Роснефть»

«РН-Пурнефтегаз» ежегодно выделяет общественным организациям и администрации Пуровского района средства на поддержку агропромышленного комплекса, на предприятиях которого трудоустроено большинство жителей Харампура. С 2019 года предприятие реализует проект «Северная дружба», направленный на сохранение культуры и традиций лесных ненцев. В прошлом году стартовал совместный проект «РН-Пурнефтегаз», районной ассоциации КМНС «Ямал-Потомкам!» и Администрации Пуровского района по уточнению мест проживания и культа коренных жителей на территории деятельности предприятия.

Актуальные данные нужны, в том числе, и для того, чтобы сохранить территории исконного проживания лесных ненцев и снизить влияние производства на традиционные формы их хозяйственной деятельности. Собранные сведения учитываются при планировании новых промышленных и инфраструктурных проектов. Но главное, что эта информация – бесценна с этнографической и культурологической точек зрения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру