В АТОР предрекли Краснодарскому краю рекордный наплыв туристов

«Могут разместить отдыхающих и за 900 рублей в сутки с завтраком, и за 25 тысяч»

«Резиновый» ли Сочи? — вопрос риторический. В этом году курорты Краснодарского края ждет рекордный наплыв отдыхающих. Предполагается, что Черноморское побережье Кавказа посетят около 18 миллионов туристов. О структуре номеров, как распределяются туристы на побережье, какие курорты в лидерах у россиян, о «Новой Анапе», чем экспертов удивил Геленджик, и хватит ли всем места под солнцем, рассказал «МК» вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) Сергей Ромашкин.

«Могут разместить отдыхающих и за 900 рублей в сутки с завтраком, и за 25 тысяч»
Фото: freepik

Пик популярности этого южного региона понятен. Закрыто большинство европейских направлений. В Крым в этом году поедут в основном «возвратные туристы», те, кто будут возвращаться на полуостров к буковым лесам, каменным «грибам», массандровским винам и через год, и через пять лет. А большинство обратят свои взоры как раз на Черноморское побережье Кавказа.

Сложная дорога к морю россиян не пугает. Наши люди быстро адаптировались к новым «безвоздушным» условиям. И при закрытии трех аэропортов на Кубани — в Краснодаре, Геленджике и Анапе — нашли альтернативные способы добраться на курорты.  

— Краснодарский край ждет «Апокалипсис»?

— Спрос будет хороший, но я бы не стал говорить о каких-то фантастических результатах, — делится с нами Сергей Ромашкин. — Мы рассчитываем, что по итогам 2023 года Краснодарский край прибавит 5-6% туристов относительного прошлого сезона. Но, конечно, не 55%. У Краснодарского края очень большая база, они отчитались, что в прошлом году их курорты посетили 17,4 миллиона человек. В этом году ожидается 18 миллионов отдыхающих.

Эксперт отмечает, что продажи туров в этом году идут гораздо лучше, чем в прошлом году.

— Спрос на некоторые отели увеличился на 25% и 30%. Но это как раз самые популярные объекты, в которых очень быстро закончатся места. Но говорить о том, что заполнятся абсолютно все отели, на мой взгляд, не стоит. Краснодарский край может принять 25 миллионов отдыхающих. Так что, места для размещения будут. Просто объекты будут располагаться не в 5 метрах от моря, а, скажем, в 500 метрах. Но все равно места будут.

По словам Сергея Ромашкина, у курортов есть определенная структура номеров.

— Почему такая структура возникла? Да потому что был спрос. 50% — это отели «три звезды», достаточно дешевые, 15-25% — это «четверки», 5-10% — это пятизвездочные отели (есть еще и апарт-отели).  Всего в Краснодарском крае, если я не ошибаюсь, 46 «пятерок». А общее количество объектов, по нашим оценкам, около 5 тысяч. 

Спрос достаточно хороший во всех категориях. Сейчас отдыхающего в Сочи могут разместить, скажем, за 900 рублей в сутки. Это будет очень жесткий бюджетный вариант с завтраком. Также туристу могут предложить место в отеле за 25 тысяч рублей в сутки. Такого разброса цен нет ни на одном другом рынке. Если, например, брать турецкий рынок, то там нет такого соотношения между самым дешевым и самым дорогим размещением. Все как-то движется к золотой середине. 

— В первую очередь традиционно раскупят места в пятизвездочных отелях?

— Места в «пятерках» могут распродаваться быстрее только потому, что их меньше. Также надо учитывать, что обеспеченная публика не боится инвестировать деньги в свой будущий отдых. У них для этого есть свободные средства. У нас, например, один из туристов выкупил места в отеле уже на январь 2024 года.

А вот трехзвездочные отели, по словам Сергея Ромашкина, могут не заполняться целиком до конца сезона.

— В прошлом году, например, загрузка отелей «три звезды» даже в разгар сезона не была 100%. Можно было приехать, скажем, 2 августа и спокойно разместиться в одном из отелей.  

— В лидерах по-прежнему будет Сочи?

— Мы оцениваем распределение туристов на побережье примерно так: 50% — это большой Сочи, это — 150 километров берега. 30% — это большая Анапа. 20% — это большой Геленджик. В прошлом году Геленджик нас изрядно удивил, не испытав ни в одном месяце никакого снижения. Туры в Геленджик отдыхающие активно бронировали даже в марте 2022-го, когда все остановилось, и люди, что называется, задумались о жизни. По итогам 2022 года Геленджик по продажам туров вышел «в плюс» на 20%. Это не удалось больше ни одному курорту Краснодарского края. И в этом году Геленджик хорошо продается. Но там ограниченное количество мест. И мало площадок под застройку. Чего не скажешь, например, об Анапе, где сейчас идет интенсивное строительство.. 

— Многие не любят Анапу за цветущее море, большое количество водорослей. 

— В 20 километрах к северу от Анапы, в районе станицы Благовещенская, на песчаной косе, собираются с нуля построить город-курорт «Новая Анапа». Там из-за течений как раз всегда прекрасная, прозрачная вода, и прибрежная зона не зарастает водорослями. Жители Анапы ездят купаться именно туда. Пока это дикий, неосвоенный кусок берега. Если там удастся построить курорт, то никакой проблемы с водорослями там стоять не будет.  

В лидерах у туристов стабильно остается Адлер и Имеретинка (поселок Сириус).

— В Имеретинке — много отелей. Там удобно работать большим туроператорам, которые берут чартеры или блоки в самолетах, чтобы сразу можно было разместить, скажем, 300 человек. Такие возможности есть только у Имеретинки, потому что там — гигантские номерные емкости в тысячи мест. А в центре Сочи или Адлера, например, это — отели на 100 мест или 200. Там наладить массовую работу туроператорам затруднительно.  

Эксперт отмечает, что хорошо сейчас стали продаваться летом места в отелях на Красной Поляне.

— Когда курорт только начинал свой путь после Олимпиады, зимой там, естественно, народу было полно. А вот летом загрузка составляла около 20-25%. Что было, конечно, грустно. Но прямо на наших глазах, за 7-8 лет, там сложился тип летнего отдыха в горах. Многие отдыхающие за 10 дней пару раз ездят оттуда на море. Цель их прибывания — кавказская природа с ее шикарными видами, пешие прогулки, велопрогулки. Многие люди не очень хорошо переносят сочинскую жару. А на Красной Поляне на пару градусов прохладней, чем на побережье. Вечером — так вообще замечательно прохладно. Сейчас загрузка отелей на Красной Поляне сопоставима с прибрежной зоной.  

— В Абхазии тоже ожидается «жаркий» сезон?

— Абхазия продается еще лучше, чем Сочи. Но в Абхазии номерная емкость довольно невелика. По нашим оценкам, там может отдохнуть 1,5-2 миллиона человек. Строительство новых отелей идет там достаточно медленно, возможно из-за того, что своих инвестиций у абхазов не хватает. А российские инвесторы из-за правовых и юридических особенностей, заходят туда с трудом. В прошлом году у нас, например, все места в отелях Абхазии были проданы где-то в середине июля. В этом году мы ожидаем, что они все будут проданы уже в начале июля. Если бы в Абхазии было больше мест для размещения, там просто был бы туристический бум.

Чем хороша Абхазия? Во-первых, если сравнивать популярные отели, она дешевле, чем соседний Адлер. Туристы выигрывают в цене примерно 15%. Рядом — аэропорт Сочи, проблем прилететь нет. В последние годы вырос интерес к отдыху на природе, а не в каком-то шумном городе. Если взять соседний Адлер, летом там какой-то трешь. Это и навязчивая музыка, доносящаяся из ресторанов, и постоянный дым от шашлыков, и развлечения всю ночь. Абхазия в этом смысле более экологичная, более приближена к природе. Пляжи там в десять раз шире, чем в Адлере. На них всегда можно разместиться в 20 метрах от соседа. А в Адлере вы расположитесь в 20 сантиметрах от соседа. Там достаточно узкая береговая полоса. К тому же, в Абхазии всегда на пару градусов теплее. И там очень интересная экскурсионная программа.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру