Изменить прошлое: как сэкономить на российских учебниках истории

Пора экономить бумагу

"Переписывание истории делается в угоду сиюминутным политическим конъюнктурам, и в конечном итоге пойдет во вред тем, кто это делает". Стоило помощнику президента Мединскому представить новый учебник истории, представляющий собой радикальную переделку старого, как тотчас нашлись критиканы, припомнившие это, вышеприведенное, и другие высказывания президента на ту же тему. Мол, противоречит получившийся продукт президентским установкам. Но на самом деле никакого противоречия, разумеется, нет.

Пора экономить бумагу

Но все по порядку. Речь в действительности идет не об одной книге, а целой линейке учебников для старшеклассников: "История России" (10-й класс), "Всемирная история" (10-й класс), "История России" (11-й класс) и "Всемирная история" (11-й класс). Впрочем, сами авторы новой редакции говорят о них как о целостном произведении - в четырех томах.

Они охватывают период новейший период истории страны и мира - с 1914 года по наши дни. По словам Владимира Мединского, у линейки будет статус единого государственного учебника по истории: "По большому счету, это первый подобный учебник после распада СССР". Обновленные источники исторических знаний школы получат к 1 сентября. А к следующему Дню знаний будет готова новая линейка учебников для средней школы - для учеников 5-9-х классов.

Что же касается уже проделанной работы, то вот ее основные моменты. Во-первых, появился раздел, посвященный специальной военной операции - ее написал сам Мединский. Во-вторых, по словам помощника президента, "полностью переработаны, переписаны разделы "70-е", "80-е", "90-е" и "нулевые" годы". Ну и остальные разделы тоже, ясное дело, не остались в неприкосновенности.

Все детали переделки пока неизвестны - в руках обновленные учебники держали немногие. Но ключ, в котором шла работа, в принципе, понятен. Переписывание истории производилось в свете, скажем так, изменившихся политических реалий. Или, говоря словами президента "в угоду сиюминутным политическим конъюнктурам". Впрочем, к данной работе критические слова главы государства, конечно же, не применимы.

Применимы они к "историческим" потугам наших геополитических противников: их-то, собственно, и распекал президент. Понятно, что ничего хорошего из их переписывания не выйдет: враги могут только вредить истории, искажать и фальсифицировать. Мы - другое дело. Наша переделка направлена на улучшение, избавление анналов от недостатков и ошибок, допущенных историками прежних эпох. Словом - в приведении истории в соответствии с нынешними политико-идеологическим канонами. Историки могут ошибаться, творцы канонов - никогда.

Но вся штука в том, что каноны тоже со временем меняются, и стало быть, процесс совершенствования, исправления истории обещает быть бесконечным. Писатель-сатирик Михаил Задорнов когда-то назвал Россию "огромной страной с непредсказуемым прошлым". Остроумно, конечно, но не вполне точно. Совершенно не просчитываемым у нас является грядущее, а прошлое, вечно меняющиеся его трактовки - лишь следствие политических перемен.

С этой точки зрения проект переписывания школьных учебников истории является делом для России абсолютно привычным, традиционным - как поется в одной известной песне, "так было, так есть и так будет всегда". Но по нынешним временам, когда каждая бюджетная копейка на счету, пожалуй, чересчур расточительным. Некоторые острословы предлагают писать историю для школьников карандашом - чтобы всегда была возможность стереть устаревшую версию тех или иных событий и заменить новой, актуальной. Сказка, разумеется, ложь, но в ней намек. "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке" - пора, давно пора переходить на электронные учебники истории. Это ведь не математика какая-нибудь, где дважды два уже несколько тысяч лет - четыре. В истории России вчера дважды два было три, сегодня - пять, а сколько будет завтра - никто не знает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру