Отец погибшего на мотокроссе 12-летнего гонщика добивается наказания: «Были порваны легкие»

«Он бы все равно умер: убитый горем мужчина три года пытается добиться приговора организатору рокового мотокросса

Сегодня во всем мире отмечают День погибшего мотоциклиста. Обычно, когда гонщики попадают в аварию, говорят, что сам виноват - не справился, нарушил правила, лихачил на дорогах.

Однако, смерть 12-летнего кроссмена Гриши Лозинского в августе 2020 года потрясла весь мотоциклетный мир.

Мальчик разбился 15 августа на соревнованиях в провинциальной Шуе, на которых даже не дежурила «скорая помощь». «Организаторы, я считаю, нарушили все правила и законы, которые могут быть. А когда дело дошло до уголовного разбирательства, заявили, что это вообще не было официальным мотокроссом, а просто открытой тренировкой, хотя на это мероприятие даже продавали лицензии, одну из которых купили и мы, висели флаги, присутствовали судьи. Мы никогда бы туда не заявились, если бы это была обычная тренировка», - спустя три года рассказывает отец погибшего подростка Алексей Лозинский.

«Он бы все равно умер: убитый горем мужчина три года пытается добиться приговора организатору рокового мотокросса
Фото: Семейный архив

Несовместимые с жизнью

На суде посчитали, что отсутствие скорой помощи никакой роли не сыграло: юного спортсмена, по их мнению, не спасли бы в любом случае. Он получил травмы, несовместимые с жизнью. Значит, и наказывать за его смерть некого. Никого не смутило и то обстоятельство, что гонки проводились в самый разгар пандемии коронавируса и, значит, ни с кем не могли быть официально согласованы.

«В этот день проходили три состязания в трёх регионах - под Белгородом, в Обнинске, в Шуе. Мы выбрали Шую, потому что было сказано, что соревнования проводятся под эгидой Национальной мотоциклетной Федерацией России, то есть не местечковая гонка, а высокий профессиональный уровень», - утверждает отец Алексей Лозинский.

Свидетели вспоминают, что все было по-настоящему: протоколы, регламенты, афиши, судьи – все говорило о том, что предстояло серьёзное спортивное событие. Буквально через неделю после Шуи должен был состояться первый этап чемпионата Московской области, Григорий Лозинский входил в сборную, его считали перспективным гонщиком и в масштабах России. Так что задача выиграть именно в Шуе перед Гришей не стояла. Все еще было впереди.

«Трасса для гонок была вся зализанная и обсыпанная песком, издалека она выглядела идеальной, скоростной, как за границей. Сын тоже отметил, что будто бы мы в Прибалтике. Это потом уже выяснилось, что на самом деле трасса долго стояла без дела, на ней никто не ездил, она была разбита и с ямами - просто сверху все присыпали песочком для красоты», - говорит Алексей.

Уже во время судебного следствия выяснилось, что рабочие, которые ее готовили, не имели должного опыта в подготовке именно такого рода покрытий и, так как близко находился песчаный карьер, просто решили все неровности и окаменелости спрятать. 

Проехали ребята первого этапа, второго, четвёртого… Григорий Лозинский был в классе 85 - мотоциклов с двигателем ДВС 85см3.

«У него были порваны легкие»

Отец был спокоен. Он сам - бывший спортсмен и действующий тренер, занимался подготовкой спортсменов «на результат» и был уверен в сыне.

«У нас с Гришей была своя методика. Первый круг он просто едет и смотрит, второй усиливает скорость, оставшиеся работает на полной. Таким образом мы «читали» трассу».

Алексей говорит, что ждал Гришу на финишном трамплине. Он увидел, что какой-то гонщик перевернулся, но не понял, что это был сын. «Мотоцикл сделал сальто и упал. То, что это Гриша, до меня дошло, когда мимо проезжали ребята, которых он обогнал… Я подбежал к нему, он лежал и не дышал - мотоцикл в стороне, я снял шлем и начал делать ему искусственное дыхание. У него были порваны легкие…».

Минуты через две подошёл фельдшер. Он сразу констатировал смерть. Тут только стало понятно, что «скорая помощь» на месте не дежурит. «Я не хотел верить, что сын умер и продолжал его качать… и буквально через несколько минут Гриша задышал… Тут же начали вызванивать 112, мимо с вызова проезжала реанимация, Гришу

повезли в Иваново, потому что Шуя слишком маленький город и там не было подходящей больницы и специалистов, в Иваново Гриша семь дней пролежал в коме, и я все семь дней находился вместе с ним… Все хирурги и нейрохирурги из ведущих медицинских центров, к которым я обращался, высказали мнение, что в связи с тем, что медиков на старте не оказалось, было потеряно золотое время, когда его ещё можно было попытаться спасти».

Прощание с Гришей Лозинским состоялось 26 августа 2020 года, в 11:00 в городе Видное. Об этой трагедии в мотоциклетном мире слышали буквально все. Даже я, далекая от этих скоростных страстей, читала на своей ленте в соцсети: «Гриша, живи!» И фотографию симпатичного паренька в крутом мотоциклетном шлеме.

Фото: Семейный архив

Да, бывает, гонщики разбиваются насмерть, трасса ошибок не прощает, и этот вид спорта подчас предполагает высокий риск, увы. Но когда к этому добавляется ещё и явно недостаточная подготовка - высокий риск становится смертельным.

«Неровная трасса, непонятные соревнования, которые, как начали сразу доказывать организаторы, соревнованиями-то и не были, отсутствие медицинской помощи», - перечисляет отец мальчика причины, которые, на его взгляд, привели к фатальному исходу. Он говорит, что отправлял следователям купленную лицензию на участие, чтобы доказать, что это не была тренировка - но в суде первой инстанции на неё почему-то не обратили должного внимания.

Да, Следственный комитет Ивановской области возбудил уголовное дело по фактам оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Следствие велось в отношении организатора соревнований по мотокроссу – 58-летнего жителя Шуи. Подсудимый обвинялся в том, что плохо подготовил трассу, в результате чего и произошло роковое падение несовершеннолетнего участника.

«Мы проиграли суд первой инстанции в Шуе, апелляцию в Иваново, кассацию в Москве, - говорит отец. - Суд в Шуе почему-то не стал выяснять про нарушения, приведшие к трагедии, а акцентировал внимание только на том, что смерть Гриши в любом случае не зависела от отсутствия «скорой помощи» на соревнования».

Приговор зачитали в конце 2022 -го. Кассация в Москве прошла 22 августа 2023 года - ровно на третью годовщину смерти мальчика. Его друзья и близкие посчитали, что это хороший знак, но подсудимого оправдали.

На основании представленных доказательств, свидетельских показаний, заключений экспертов суд посчитал того невиновным в инкриминируемом ему деянии в связи с отсутствием в его деянии состава преступления, признав за ним право на реабилитацию.

«В приговоре прозвучало, что, раз восемь свидетелей считают, что трасса была неплохо подготовлена, а четверо, что отвратительно, - право большинство. Было проведено три судебно-медицинские экспертизы, но ни одна толком не ответила на вопрос, почему помощь не была оказана вовремя, повлияло ли это на то, что Гриша погиб? Хотя о чем тут говорить - если бы все проходило как должно, аварии могло бы не произойти вообще!» - не может прийти в себя отец. Он говорит, что будет продолжать бороться за то, чтобы виновные в гибели несовершеннолетнего спортсмена понесли ответственность.

Этой осенью Грише Лозинскому исполнилось бы 16 лет. На его памятнике на кладбище он сам - застыл в прыжке на своём мотоцикле. После гибели подростка соревнования на той роковой шуйской трассе больше не проводились.

Игорь Комиссаров, вице-президент Федерации мотоциклетного спорта России, генерал-майор юстиции:

– Что касается уголовного дела по факту оказания услуг ненадлежащего качества, повлекшего за собой смерть человека, то могу сказать, что следствие сделало все, что могло в этой ситуации и собрало достаточное количество доказательств, направляя дело в суд. Почему суд принял такое решение и огласил оправдательный приговор, сказать не могу.

Этот вид спорта очень дорогостоящей. И понятно, что устроители подобных состязаний хотят заработать деньги на их организации, иногда забывая, что главное - не извлечение прибыли, а жизнь и здоровье участников.

Александр Джеус, глава Федерации мотоциклетного спорта России: 

– Странный день сегодня - День памяти погибших мотоциклистов. Кто-то его придумал, и, думаю, в этот день стоит вспомнить имена тех, кого нет.

Одно из них - Григорий Лозинский. Очевидно, что гибель этого спортсмена была связана с конкретным нарушением правил соревнования, которых не было в календаре Федерации. Мы давали своё заключение следствию по этому поводу.

Настоящие соревнования готовятся долго и согласовываются с огромным количеством инстанций, включая полицию и «скорую». Участники должны понимать это и не принимать в таких мероприятиях участия, и тем более не допускать детей на неаккредитованные треки. К большому сожалению, многие соревнования у нас в стране все еще проводятся «махновским» образом. С этим надо нещадно бороться –  так быть не должно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру