Стали известны пикантные детали покушения на Сталина 7 ноября 1927

Вождь пострадал от рук прикомандированных красных командиров

7 ноября отмечается годовщина не только «перетряхнувшей» мир Октябрьской революции, но и еще одного события «в верхах» — гораздо более камерного, которое однако тоже невозможно исключить из истории нашей страны. В этот день произошло покушение на товарища Сталина - самое дурацкое и при том самое ощутимое им физически.

Вождь пострадал от рук прикомандированных красных командиров

Исследователи насчитали 10 или даже 12 случаев, попыток покушения на жизнь и здоровье «отца народов». Большая часть покушений так и осталась лишь на стадии подготовки к совершению столь громкого теракта и была предотвращена чекистами, сотрудниками личной охраны, сумевшими перехватить и обезвредить злоумышленников. Некоторые случаи и вовсе можно оценивать лишь как гипотетическую угрозу вождю, связанную с подозрительным стечением обстоятельств.

Лишь один случай привел к реальному нападению на генсека ВКП(б) — физическому контакту с ним нападавшего и полученному Иосифом Виссарионовичем удару.

А случился данный инцидент как раз во время главного советского праздника — 10-й годовщины Великого Октября.

7 ноября 1927 года в СССР торжественно отмечали первый «круглый» юбилей революции. Главными элементами праздника должны были стать парад и демонстрация в Москве на Красной площади.

По традиции их предстояло провести в присутствии руководителей партии и правительства, для размещения которых имелось традиционное уже место — трибуна мавзолея. Однако подобный вариант на сей раз очень беспокоил организаторов мероприятия. Ведь в ту пору активизировалась троцкистская оппозиция, и ее отнюдь не малочисленные сторонники могли, воспользовавшись удобным случаем, предпринять какую-нибудь неожиданную вылазку.

Чтобы подстраховаться и дополнительно обезопасить товарища Сталина и его ближайших соратников во время их пребывания на Красной площади, решено было выделить для них дополнительную охрану. В ее состав включили помимо штатных сотрудников ГПУ еще и нескольких армейских командиров — из числа наиболее достойных слушателей военных академий, расположенных в столице (вдобавок каждый из этих избранников являлся героем-орденоносцем).

Списки утверждал лично начальник военной академии РККА им. М.В. Фрунзе комкор Роберт Эйдеман. Именно он дал троим своим курсантам – Якову Охотникову, Владимиру Петенко и Аркадию Геллеру, самое почетное задание: дежурить на трибуне мавзолея, где стояли вожди. Эйдеман собственноручно подписал им пропуска для прохода в особо охраняемую зону.

Однако выполнить это поручение на практике оказалось не просто. Троих молодых командиров, когда они, немного припозднившись, дошли до калитки, загораживающей проход к мавзолею, остановил сотрудник ЧК. Предъявленные документы и эйдемановские разрешения не произвели на него никакого эффекта: чекист велел поворачивать назад. Красных командиров подобное самоуправство «гепеушника» весьма разозлило. Не долго думая, они оттолкнули «товарища в кожанке» и устремились к трибуне, где им полагалось быть, согласно полученному заданию.

Находившаяся здесь охрана, увидев разгоряченных незнакомцев в военной форме, попробовала их оттеснить назад, подальше от первых лиц страны, но справиться с этими крепкими ребятами было нелегко. Находившийся «на острие атаки» Яков Охотников все-таки прорвался к Сталину и в запальчивости воскликнул: «Мы вас пришли охранять, а вы что?..» С этими словами разгоряченный командир стукнул Иосифа Виссарионовича кулаком по голове.

Сталинский телохранитель среагировал на такой выпад с запозданием. Не имея возможности стрелять (это категорически запрещалось на трибуне мавзолея), он выхватил нож и ударил им Охотникова. На шум и возню обернулись Ворошилов и Буденный, находившиеся на трибуне. Общими усилиями удалось прекратить стычку. Троих слишком активных командиров отвели в сторону, проверили у них документы и затем велели отправляться назад в академию.

Спустя несколько часов, к вечеру 7 ноября Петенко и Геллера арестовали. Главный возмутитель спокойствия Яков Охотников сумел скрыться, но через несколько дней тоже оказался в руках чекистов.

Было проведено расследование столь необычного инцидента. В итоге случившееся расценили как досадное недоразумение. Дело замяли и арестованных выпустили, объявив им по выговору.

Однако сам товарищ Сталин о событиях 7 ноября 1927 года не забыл. По прошествии нескольких лет он все же наказал своих обидчиков. Все трое «покушавшихся» командиров были расстреляны в 1935–1937 гг. А их «руководитель» комкор Эйдеман попал в тот самый первый «маршальский» список. Он был расстрелян 12 июня 1937-го вместе с Тухачевским, Якиром, Блюхером, Уборевичем...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру