Кем я хочу стать? В каком классе актуально говорить с ребенком о будущей профессии

Обсуждаем детали изменений в школьном образовании

Год педагога и наставника ознаменовался прогрессивными изменениями в российском образовании, отвечающими интересам и учащихся, и педагогического сообщества, и будущего нашей страны в целом.  Одно из важнейших новшеств, которое внедряется в школах в рамках формирования единой образовательной среды, – единая модель профориентации. Ее цель – выстраивание целостной системы профессиональной ориентации российских школьников. Проще говоря, учащимся помогут разобраться во многообразии существующих профессий и понять, какая им больше всего подходит, а к выпуску из школы (после 9-го или 11-го класса) окончательно решить, чем бы они хотели заниматься в своей взрослой жизни. «МК» обсудил преобразования в этой сфере с депутатами и экспертами.

Обсуждаем детали изменений в школьном образовании

Проведенный «МК» опрос показал, что большинство россиян считают необходимым начинать в школах профориентационные мероприятия уже с 5-го класса (35%). На втором месте по количеству голосов (27%) – что помогать детям с выбором будущей профессии нужно с 8-го класса; 21% опрошенных считают, что с 9-го класса, и небольшое количество ответили, что с 10-го и 11-го классов. Тем не менее, ведущие профориентологи, психологи и эксперты в области профессионального самоопределения считают, что оптимальный период для начала профориентации - 6 класс.

Нельзя сказать, что в прежние годы не было никаких профориентационных мероприятий для школьников. Взять, например, УПК (Учебно-производственный комбинат) в советских школах, где детям преподавали теорию по ряду специальностей, а затем они проходили производственную практику. Набор специальностей был крайне узок (отдельно для девочек и отдельно для мальчиков), и, скорее, речь шла не о будущей профессии, а о «воспитании трудом».

Конечно, и в постсоветские годы школьникам помогали определиться с будущим полем деятельности: например, в наши дни в столице регулярно проводится акция «День без турникетов», когда школьников водят на предприятия и знакомят с их деятельностью, организуются тематические встречи для учащихся школ «Осознанный выбор профессии» (партия «ЕР»).

И это не говоря о том, что в последние годы в школах работают профильные и предпрофессиональные классы по разным направлениям.

Но теперь в рамках образовательных новаций, проводимых государством, профориентационные мероприятия будут выстраиваться в единую и целостную систему. С 1 сентября во всех школах начали внедрять единую модель профориентации – профориентационный минимум. На сайте программы «Билет в будущее», которая входит в нацпроект «Образование», рассказывается о трех вариантах профминимума: базовый (не менее 40 часов профориентации), основной (не менее 60 часов) и продвинутый (не менее 80 часов). Очень значимый факт – раннюю профориентацию в школах вводят и для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Региональный орган власти в сфере образования устанавливает каждой школе, сколько часов ей посвящать профориентации.  Какой бы из трех уровней ни был установлен учебному заведению, для школьников проводятся 34 часа «внеурочки» – профориентационного курса «Россия – мои горизонты». Ученики 6–11-х классов будут изучать его один раз в неделю по четвергам.

Оставшиеся профориентационные часы отдаются «урочной деятельности» и «взаимодействию с родителями». В рамках «урочной деятельности» о важности того или иного предмета для будущей карьеры детям будут рассказывать отдельно, а в рамках «взаимодействия с родителями» будут проводиться родительские собрания по профориентации. Кроме того, будут проводиться практико-ориентированные мероприятия: профпробы, мастер-классы и экскурсии, а также продолжится привлечение учащихся к посещению кружков и секций дополнительного образования и к профессиональному обучению на базе колледжей.

Также школьники 10–11-х классов участвуют в проекте «Профессиональная траектория».

И это далеко не все, что делает государство в плане помощи детям в их раннем профессиональном самоопределении. Для того чтобы дети уже с младшего школьного возраста начинали осознавать, к какому виду деятельности у них лежит душа, государство сегодня делает упор на раскрытии и развитии способностей каждого ребенка. Такие задачи стоят перед созданными в регионах и успешно действующими центрами допобразования, такими как «Кванториумы», IT-кубы, центры «Точки роста» и центры развития «Сириус». В Москве, например, активно развивается проект «Профориентация для старшеклассников», в которую входят тестирование, участие в конкурсах, обучение детей в рамках системы технопарков – это 200 площадок допобразования, где школьники могут освоить полезные навыки в инженерно-технической сфере и выбрать будущую профессию; это профориентационная программа для старшеклассников «Техноград на ВДНХ» и многое-многое другое.

О том, почему единая система профориентации в школах действительно важна и актуальна для ребят и для будущего России, разложила по полочкам депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова:

По ее убеждению, начинать ее с 8-го класса, поскольку «в этот момент ребята уже достаточно зрелые, чтобы начинать задумываться о будущем, планировать, пойти ли в 10-й класс или в учреждение среднего профессионального образования».

– Очень важно показать детям специфику различных профессий, чтобы они сделали осознанный и правильный выбор, – продолжает депутат. – В качестве примера отмечу, что с сентября этого года в Челябинской области открылись десять инженерных классов на базе восьмых и десятых классов. Инженерные классы рассчитаны на то, чтобы старшие школьники не просто учили углубленно физику и математику, которые, безусловно, важны для будущих инженеров, но и пробовали себя непосредственно в профессии, решая практические задачи. Учащихся ждут экскурсии в лаборатории и на производство, инженерные соревнования и научные конференции, практические занятия и эксперименты. Этот проект, на мой взгляд, замечательный пример профессиональной ориентации учащихся, которая осуществляется благодаря непосредственному контакту школ с учреждениями СПО, вузами и будущими предприятиями-работодателями.

«МК» поговорил и с родителями об их отношении к профориентации школьников.

Эксперт в области тренингов и профориентирования подростков Александр Дубовик лучше других знает о проблемах в этой сфере, которые и призвана решить внедряемая единая модель профориентации. В отличие от Яны Лантратовой, эксперт считает, что проводить профориентационные мероприятия в школе можно начинать уже с 5-го класса. А главная «болевая точка» в области профориентации учащихся, по его мнению, – существующий в настоящее время разрыв между тремя действующими лицами: учителем, родителями и ребенком.

– У ребенка – за редким исключением – нет профориентационного запроса, – говорит Дубовик. – А перед школой, директором, а в конечном счете учителем поставлена задача – профориентация. Но решение о том, куда идти ребенку, все равно принимают родители. А родители, как правило, сразу знают, что ребенка надо отдавать в математическую вертикаль, чтобы он «пошел в программисты, а затем в айтишники», ведь это считается лучшей специальностью на сегодня. Поэтому хорошо, если разумные родители прислушаются к тому, что выявит профориентация в отношении их ребенка.

Эксперт высказал мнение, что для достижения успеха в этой области, чтобы подростки своевременно определялись с будущей профессией и не пожалели потом о своем выборе, в одной точке должны пересекаться: Учитель, от души занимающийся профориентацией, Родитель, готовый услышать не то, что он про свое чадо придумал, и Ребенок, достаточно взрослый, чтобы осознанно думать об этом.

Фото: Министерство просвещения Российской Федерации

Сюжет:

Про школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру