«Это не лень, а ступор»: психологи раскрыли главную беду старшеклассников

«Подростки начинают ощущать себя немощными»

Главная беда современных старшеклассников – прокрастинация, она же так называемый «синдром отложенных дел» - на это указывают подростковые психологи, работающие со школьниками, испытывающими трудности в учебе.

Мы выяснили, кому и как именно мешает жить, дружить и учиться синдром отложенных дел, и можно ли его побороть.

«Подростки начинают ощущать себя немощными»
Фото: freepik

Психологи, специализирующиеся на «необоснованных» проблемах с учебным процессом (если подросток способный, обучаемый, до поры до времени учился хорошо, а потом вдруг будто впал в ступор), подчеркивают, что главная ошибка взрослых – путать прокрастинацию с ленью.

- Этим грешат не только многие родители, но даже учителя, - говорит подростковый психолог Наталья Крылова. – Такая подмена понятий может произойти от недостатка чуткости и истинного внимания к ребенку и ученику.

Оказывается, у лени и прокрастинациии совершенно разный «бэкграунд». Лениться – то есть, настойчиво избегать своих обязанностей как в учебе, так и в остальной жизни – подросток, как и взрослый человек, может от дефицита ответственности, отсутствия целей и мотивации, под дурным влиянием, а также от «выгорания» - усталости физической и эмоциональной.

- Переутомление в переходном возрасте с его гормональными бурями не редкость, - напоминает Наталья Крылова, - и это единственное, что роднит лень и синдром отложенных дел. В остальном прокрастинация – болезнь гиперответственных перфекционистов. К примеру, ребенок всегда учился на отлично и привык удерживать высокую планку. И когда он чувствует себя не в форме - из-за усталости, гормональных изменений, по личным причинам и т.п., - он подсознательно откладывает действие, с которым боится не справиться, на потом. Говорит себе: я обязательно сделаю это, но после, когда буду в тонусе.

«Официальное» определение прокрастинации, если оно вообще существует (понятие пришло к нам из-за океана), звучит и впрямь «лениво»: привычка откладывать сложные дела на потом, заменяя их простыми и приятными. Вот сериал досмотрю – и сяду за домашнее задание. 

- Но только лентяй говорит так, чтобы родители и учителя отстали и не мучается чувством вины от выторгованного безделья, - указывает на разницу подростковый психолог. – А прокрастинатор в ожидании «возвращения тонуса» смотрит сериал – но, в отличие от лентяя, не наслаждается ничегонеделанием, не отдыхает, а изводит себя чувством вины. Гиперответственность не дает ему ни на секунду забыть, что сейчас нужно не телевизор смотреть, а делать уроки. Но перфекционизм мешает за эти уроки сесть, так как он не чувствует себя в должной форме. Попросту говоря, ребенок просто устал. Но признаться в этом не может, так как взрослые тут же заявят: все справляются, а ты, видите ли, устал(а)! И тут возникает тупик. 

И в этом тупике, по мнению психолога, школьник остается наедине с собственным чувством вины (он же и сам знает, что надо «взять себя в руки и все сделать») и с осуждением старших. Самые впечатлительные действительно начинают ощущать себя «немощными» и менее выносливыми и эффективными, чем сверстники. В этой точке, по мнению специалистов, у подростка могут начаться проблемы со сверстниками: «Зубрите свои уроки, пинайте свой мяч, а я другой».

- Это очень опасная тенденция, - согласен психотерапевт Андрей Морозов. – Если отложенных дел накопилась, образно говоря, целая куча, то прокрастинатор начинает ее бояться. В отличие от лентяя, он не может просто выкинуть ее из головы, постоянно о ней думает и мучается. Все мы время от времени видим во сне, будто нам угрожает опасность, понимаем, что надо бежать, но ноги будто куда-то проваливаются. Это и есть «флэшбеки» прокрастинации – чувство вины за отложенные дела, тревога, страх и ступор.

- Наш Кирилл до 8-го класса был лучшим в классе по физкультуре и математике, - делится мама 14-летнего московского школьника. – Выигрывал районные олимпиады и спартакиады и привык быть первым. Мы с его отцом радовались, что удержание планки стимулирует сына к учебе и занятиям спортом, не оставляя времени на глупости. Но стоило Кире всего один раз уступить 1-е место товарищам, как он будто по наклонной покатился. Заявил, что математика и спорт ему вообще больше не интересны, завел дружбу с какой-то сомнительной компанией не из школы – мы в шоке, не знаем, что делать.  

- Судя по описанию характера Кирилла, это прокрастинация перфекциониста: подросток, много лет подряд стремящийся к удержанию лидерства в своих дисциплинах и не жалевший на это сил, скорее всего, готовит тем, кто отнял у него первенство, впечатляющий реванш, - считает Наталья Крылова. – Но он может оказаться отнюдь не математическим или спортивным – вот здесь и нужны внимательные наставники и чуткие родители.

Специалисты призывают родителей и учителей прислушиваться к подросткам, чтобы отличать злостного ленивца от измучившего самого себя прокрастинатора-перфекциониста. Во втором случае рекомендуется провести подростку гормональное обследование, в частности на уровень нейромедиаторов (передают сигналы между клетками мозга, «заведуя» в том числе удовлетворенностью собой и своими действиями). Если на физиологическом уровне все в порядке, то подростка нужно не «пинать», требуя взять себя в руки и исполнять свои ежедневные обязанности даже через силу, а дать ему возможность «перезагрузки». Организовать отдых, «окно», свободное от рутинных нагрузок, ответить самому себе на вопросы: что я жду от жизни? Что в моих силах для этого сделать? Какие у меня краткосрочные цели, и какие глобальные?

- По сути это программа-минимум, программа-максимум и личный комплексный план из советского прошлого наших школ, как бы над этим сейчас ни потешались, - резюмирует Наталья Крылова. – Иногда своевременно, грамотно и четко сформулированная самому себе цель разворачивает сознание и поступки подростка в принципиально иное русло.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру